double arrow

ТЕОРИЯ ДВУХ СОСТОЯНИЙ


пороговая теория Люса) – одна из психофизических теорий, предложенная амери-ганским ученым Р. Д. Люсом.

В основу Т. д. с. положен пороговый финцип: раздражитель может оказаться шбо надпороговым (и тогда наблюдатель iro обнаруживает), либо подпороговым он остается скрытым для наблюдателя). Г. о., в ответ на действие раздражителя наблюдатель может находиться только в од-юм из двух состояний^– обнаружения (D) щи необнаружения (£>). Никаких проме-куточных состояний теория Люса не допу-жает. Отсюда и ее название – Т. д. с. Вместе с тем, в отличие от пороговой теории Г. Фехнера и высокопороговой теории, ". д, с. допускает, что состояние D может юэникнуть не только в результате дейст->ия раздражителя, но и по причине спон-тнного возбуждения сенсорной системы, (ели последнее превысит порог. Т. о., ". д. с., как и теория обнаружения сигнала, признает реакцию ложной тревоги законо-нерным сенсорным феноменом.

Следующим важным моментом Т. д. с. шляется положение о том, что ответ испытуемого определяется не только двумя воз-кожными состояниями сенсорной сферы (D или D), но и независимым от нее про-(ессом угадывания. Если испытуемый вно-<ит в работу момент угадывания, он может ери этом избрать стратегию либо риска, мбо осторожности. В первом случае он стремится увеличить число обнаруженных (игналов и поэтому начинает давать прло-хительные ответы в ряде проб и при D. Во ггором случае испытуемый стремится из-(ежать ложных тревог и начинает в ряде гроб давать отрицательные ответы при D. 1 первом случае число обнаруженных сиг-1алов возрастает за счет положительных ответов на допороговый сигнал, но одно-Еременно с этим возрастает и число лож-





ных тревог. Во втором случае количество ложных тревог снижается за счет уменьшения числа положительных ответов на спонтанное возбуждение, превысившее уровень порога; одновременно за счет отрицательных ответов на сигнал слабой интенсивности возрастает число пропусков, неопознанных сигналов.

Чем больший риск или большую осторожность проявляет испытуемый, тем больше будет количественно выражен описанный эффект. Поэтому рабочая характеристика приемника (РХП) изображается на графике двумя прямыми. Одна из этих прямых начинается в точке, где вероятность обнаружения и вероятность ложной тревоги соответствуют максимально возможной осторожности и обе равны нулю, а оканчивается в точке, где обе вероятности соответствуют стратегии следовать точно своим впечатлениям, давая положительный ответ при D и отрицательный – при D. Вторая прямая начинается в этой последней точке и оканчивается в точке, где вероятность обнаружения и вероятность ложной тревоги соответствуют максимально мыслимому риску и обе равны единице. Т. о., различные вероятности обнаружения и вероятности ложной тревоги, соответствующие точкам, лежащим на первой прямой, свидетельствуют о различной степени осторожности, проявляемой испытуемым, а на второй прямой – о различной степени риска. Стыкуются эти две прямые в точке, где обе вероятности соответствуют такому поведению испытуемого, при котором он избегает какого бы то ни было риска и в то же время ему удается уклониться от проявления осторожности. Заметим, что, несмотря на то что форма кривой РХП, предсказываемая Т. д. с., отличается от формы, предсказываемой теорией обнаружения сигнала, анализ разброса экспериментальных данных обычно не позволяет отдать однозначного предпочтения одной из этих теорий.



ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ(разработана П. Я. Гальпериным и его сотрудниками) – учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе – представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта



в условиях действия; 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план (см. Интериоризация).



В Т. п. ф. у. д. различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: наличие необходимой мотивации, правильное выполнение действия в его исходной внешней форме, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действия в умственном плане. При формировании новых действий в процессе обучения школьнику сначала разъясняется их ориентировочная основа, которая тут же в виде схемы записывается на карточке; с помощью этой схемы без предварительного заучивания ее содержания уч-ся немедленно приступают к решению задач. Их целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для более полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней речи, которая затем переходит во внутреннюю речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли». Т. о., на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления.

Практическое значение применения Т. п. ф. у. д. заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования т. н. приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.

ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА (в когнитивной психологии) – концепция распознавания стимула путем соотнесения его с хранящимся в памяти прототипом – абст-


рактной репрезентацией некоторого набора стимулов, воплощающей в себе множество сходных форм одного и того же паттерна. Главные направления исследований: формирование прототипов (процессы абстрагирования зрительной информации); классификация новых паттернов (отнесение их к сформированному прототипу). Согласно модели центральной тенден-ции, прототип представляет собой нечто среднее из всех конкретных экземпляров или – в математических терминах – точку в гипотетическом многомерном пространстве, в которой пересекаются средние расстояния от всех признаков. Согласно модели частоты признаков, прототип отражает моду или наиболее часто встречающееся сочетание признаков; это «лучший экземпляр» из некоторого набора стимулов.







Сейчас читают про: