Я начал эту книгу с вопроса, обращенного к читателю: «Кто ты: насекомое или Человек?» Уверен, что подавляющее большинство читателей сделало для себя вывод, что они не являются «человекоподобными насекомыми». Однако необходимо определить критерии Человека, чтобы точно знать, к чему необходимо стремиться. Забегая вперёд, скажу, что процесс превращения в НАСТОЯЩЕГО РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА очень увлекателен. Хотя и необходимо прилагать усилия, конечный результат того стоит.
Так какого же индивида стоит считать Человеком? Как ни странно, но в большинстве образовательных учреждений этому наиглавнейшему вопросу вообще не уделяется времени. Я долго анализировал сложившуюся плачевную ситуацию в современном обществе и нашёл ответ. На самом деле школьники не получают образования в школах. Они получают кем-то определённый набор некоторых знаний, который не имеет никакого отношения к настоящему образованию. Ведь настоящее знание – это не только набор знаний, но и отсутствие заблуждений.
|
|
Слово «образование» произошло от слова «ОБРАЗ», то есть цельность. Если цельность отсутствует, например стол без ножек, то это отсутствие образа. Говоря проще, безобразие. Если завод по производству автомобилей станет выпускать с конвейера автомобили без дверей, без колёс, без двигателей и так далее, то этот завод либо закроют, либо устранят причины, приводящие к выпуску некачественной продукции.
Школы в последние десятилетия выпускают практически на 90% только брак. Школьники уже не получают даже необходимого набора знаний. Учебный процесс превратился в обычную имитацию учебного процесса. Я могу назвать множество причин, от нежелания школьников получать знания, до профессиональной некомпетентности преподавателей. Однако, все они будут второстепенными. Одна из главных концептуальных ошибок заключается в том, что вся образовательная система нацелена на выпуск этаких придатков к станкам, а не интеллектуалов. Современная система образования или правильнее сказать методика обучения, потому что к настоящему образованию она не имеет никакого отношения, зародилась в конце 19-го века. Именно в это время в Европе и России бушевал индустриальный бум. Строились тысячи новых заводов, которые оснащались современными, на тот момент, станками. Появилась нужда в миллионах людей, которые могли бы обслуживать эти станки. Поэтому вся школьная система была перестроена на выпуск «обслуживателей механизмов». Прошло полтора столетия, ситуация в мире существенно изменилась, а школьная система продолжает работать по старинке. Вполне естественно, что школьники, интуитивно понимая этот абсурд, саботируют учебный процесс, заменяя его обычной симуляцией. Это неизбежно приводит к ослаблению педагогического персонала, потому что бывшие недостаточно образованные ученики становятся плохими учителями. Плохой учитель – это и есть преподаватель, потому что он не учит, а преподаёт некий предмет. А так как ещё в школе и институте преподаватели, будучи школьниками и студентами, привыкли симулировать учебный процесс, то, став преподавателями, они продолжают делать вид, что занимаются обучением школьников. А сверху их целенаправленно нагружают выше всякой меры написанием всевозможных отчётов и планов. Тут уж, как говорится, и хотел бы сделать что-то хорошее, да времени катастрофически не хватает. Как результат всего этого абсурда, стремительная деградация целого общества. Достаточно просмотреть несколько серий телесериала «Школа», чтобы оценить масштаб катастрофы.
|
|
Вторая концептуальная ошибка заключается в том, что критерием оплаты труда преподавателя стало не получение знаний его учениками, а обычная почасовая оплата. Получается, что преподавателям стало абсолютно безразлично, станут ли его ученики высокоинтеллектуальными личностями или превратятся в двуногое стадо тупых олигофренов. С того момента, когда ввели почасовую оплату труда учителям, учителя и превратились в преподавателей. Преподавателю достаточно придти в школу и отбубнеть свой предмет столько часов, сколько ему оплатят. Усвоят знания ученики или нет, преподавателя нисколько не интересует, ведь ему не за это платят деньги. Ученики же постепенно превратились в обычных школьников. То есть большинство приходит каждый день в школу не за знаниями, а просто потому, что так надо. Многие школьники воспринимают школу, как какое-то наказание. Если разрешить школьникам не ходить в школу, то более 90% школьников с радостью перестанут в неё ходить. С того момента, когда учителя превратились в преподавателей, а ученики в школьников, учебный процесс остановился. В настоящее время есть лишь повсеместная имитация учебного процесса. А когда нет интеллектуального роста, то неизбежно наступает интеллектуальная деградация. Именно это мы имеем возможность наблюдать в настоящее время. Остаётся только понять кому это выгодно. На этот вопрос читатель уже сможет ответить самостоятельно.
Третьей концептуальной ошибкой является оценочная система. Школьник получает баллы за свою успеваемость. Это и есть элемент торга. Как в прямом, так и в переносном смысле. Каждому ученику надо знать предмет только на «отлично». Скажите мне, кто захочет лететь на самолёте, зная, что лётчик знает свой предмет на «3». То же самое и в медицине. Если хирург знает свой предмет на «3», то желающих у него прооперироваться будет равно нулю. Но для того, чтобы ученик захотел знать предметы на «отлично» необходимо, чтобы у него была хорошая мотивация. Лучше всех это сумел сделать Михаил Петрович Щетинин. Я цитирую:
«Ребёнок есть дитя Отечества и мотив его учения – это служение Родине. Когда он понимает, что служит своей Родине, тогда он учится легко. И весь наш опыт показывает, что это так.
Когда же мотивом его учения является такая логическая строчка: получить аттестат, затем поступить в высшее учебное заведение, получить специальность, устроиться на работу, зарабатывать деньги, построить себе дом, купить машину, иметь капитал в банке, жениться, вырастить детей. Чтобы они потом пошли в школу, чтобы получить аттестат зрелости. Потом они поступят в высшее учебное заведение, чтобы получить специальность, чтобы зарабатывать деньги. И вот это «колесо» оно ничего не даёт кроме деградации.
Только сыновье и дочернее чувство. Это принцип народной сообразности. Только через любовь к Родине можно достичь выдающихся успехов в любом деле!»
|
|
И это только, что касается интеллектуальной деградации. А ведь существует ещё и физиологическая деградация. Есть в России такой уникальный человек – Владимир Филиппович Базарный. Так вот он сделал научно обоснованный вывод, что школьники в современных школах физиологически деградируют. Это значит, что в первый класс приходят относительно здоровые дети, а через несколько лет они выходят из школы с целым букетом различных заболеваний. Это означает, что ситуацию необходимо срочно менять самим, а не ждать пока специальные чиновники министерства образования сделают это за нас. Ведь их всё устраивает. Наше бездействие уже привело к тому, что школы из мест, где дети получают первичные знания, превратились в конвейеры по выпуску безнравственных и циничных биороботов. Как бы парадоксально это не звучало, но порядочными людьми школьники становятся не благодаря современной школе, а вопреки ей. Когда я начинаю высказывать эти мысли людям, то очень часто встречаю непонимание и сопротивление. Ведь нас всех десятки лет убеждали, что школа несёт людям только свет знаний. Для меня идеалом мыслителя является Лев Николаевич Толстой, который глубже всех проникал в суть вещей. Вот что он сказал о воспитании детей более 100 лет назад:
«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми они связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, всё-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».
|
|
Кстати, Лев Николаевич Толстой, отчётливо понимая, что образование детей является наиглавнейшим приоритетом в развитии общества, обобщил весь свой опыт в обучении детей всего в нескольких фразах. Однако эти простые фразы стоят пяти лет обучения в пединституте. Каждому человеку, который стремится обучать детей, необходимо знать концентрированный опыт Льва Николаевича. Я цитирую:
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. Для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то чему учат ученика было понятно и занимательно и, чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.