Составление карты рынка

Составить карту рынка означает получить полную информацию о том, кто на этом рынке играет заметную роль. На карте рынка выявляются все основные, а в случае необходимости и второстепенные связи, [которые обеспечивают его функционирование. Начинается эта работа f с составления списка основных игроков рынка:

• производители (или импортеры);

• посредники (местные, национальные, международные);

• продавцы;

• потребители — для предприятий и частных лиц. Получение карты рынка представляет разную по сложности задачу.

Если сравнить рынок книжный с продуктами питания, то увидим, что в первом случае почти полностью можно исключить из рассмотрения импортеров. Во втором случае импортеры играют очень заметную |роль. Отслеживать большое количество импортеров весьма непросто.

Составив карту рынка, можно выяснить, как товар от производителя доходит до потребителя. Не обязательно устанавливать связи, начиная с производителя. Главное — выявить все связи и определить всех основных игроков, оказывающих влияние на состояние рынка. Если на рынке представлено много мелких участников, их можно объединять на различных уровнях как «прочие», оценивая степень их участия по совокупности. На карте уместно рядом с линиями связей простав­лять объемы продаж, а если изучаемое предприятие играет заметную роль, то рядом можно фиксировать его долю рынка.

Карта рынка помогает обозначить формальные связи взаимодействия между участниками рынка. Чем более детально требуется знать о структуре рынка, тем более подробная требуется карта. Для этого можно воспользоваться более подробной формой карты рынка, как показано на рис. 11.16.

Информацию, показанную на карте рынка, можно представить в табличном виде. В табл. 11.10 показан условный пример рынка строи­тельных материалов для города N. В ней использованы следующие обозначения:

{Д} = (п), ($), (%) — совокупность показателей, включающих в себя:

(п) — количество игроков на рынке;

($) — общее количество или объем продаж;

(%) — долю рынка исследуемого предприятия.

В табл. 11.10 приняты обозначения, состоящие из двух букв: АА, АВ, CD и т.д. Первая буква обозначает принадлежность уровню участника рынка. Рядом с каждой связью уместно проставить объемы оборота, конечно, если такую информацию удается получить. Если точной информации нет, тогда можно проставлять оценочные или экспертные величины продаж. Вторая обозначает самого участника. Так, в схеме производители помечаются первой буквой А, посредники — первой буквой В, розничные продавцы — С, потребители — Е.


[1] Управление компанией. 2002. № 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: