Структура и инфраструктура рынка

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.

Таблица 9.

Классификация структуры рынка

по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
по географическому положению местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
по степени ограничения конкуренции монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
по отраслям автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т. д.
по характеру продаж оптовый рынок; розничный рынок.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики – это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.

При этом инфраструктурная деятельность включает:

- деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

- деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

- деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 13).

Схема 13.

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы 14.

Схема 14.

Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка – совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.

Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику.

Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы:

- относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами;

- глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков;

- противоречия между федеральной, региональной и местными властями;

- оторванность производства от нужд потребителей;

- неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка;

- дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т. д.

Это определяет направления реформирования экономики, включающей:

1. Разгосударствление экономики и развитие предпринимательства;

2. Формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства;

3. Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командно-административной системы и препятствующих развитию рынка;

4. Переход к свободному ценообразованию при сохранении форм и методов государственного регулирования;

5. Осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;

6. Создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики;

7. Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.

Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный разрыв с прежней хозяйственной системой и создание условий для формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: