Организационные вопросы мониторинга

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития.

Объект мониторинга – явление или процесс, подлежащий исследованию, в том числе люди как носители информации о явлении или процессе, подлежащем исследованию.

Предмет мониторинга - то на что непосредственно направлено исследование, та сторона объекта, которая подлежит изучению.

Показатель – данное, по которому можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь; это количественное измерение параметра.

Показатели эффективности мониторинга: качество получаемой информации; востребованность информации всеми субъектами образовательного процесса, а также органами управления образованием, социальными партнерами школы; затраты на проведение мониторинга; потребность в следующем мониторинге.

Программа мониторингового исследования – документ, содержащий методологические, методические и процедурные основы исследования

Организационные вопросы мониторинга

Мониторинг – весьма специфический вид исследования. Он не опирается на гипотезу, основная причина его проведения – не поиск истины, как в уважающем себя научном исследовании, а получение информации о качестве осуществляемой деятельности или эффективности реализуемого процесса. Мониторинговая процедура не предполагает манипулирования условиями и показателями. Это очень стабильная процедура, воспроизводимая раз за разом без изменений. Мониторинговое исследование должно быть функционально, через систему динамических показателей объективно представлять развивающиеся тенденции. Особенностью мониторинга является определение целевых установок исследования через фиксацию состояния системы, выявление потенциальных рисков и актуальных проблем.

Важно отметить, что мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных деятельностей, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, разработку параметров исследования, составление программы, реализацию организационной модели, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов. Крайне важно, чтобы данные мониторинга стали обсуждаемой и проектной информацией, а сам мониторинг заканчивался реализацией мероприятий, нацеленных на внедрение результатов исследования в практику образования. В то же время лица, ответственные за принятие управленческих решений и формирование инклюзивной политики, нуждаются в достоверной информации об актуальных и потенциальных социальных барьерах и естественных ограничениях инклюзивного образования, а также о факторах, тормозящих или стимулирующих процесс его внедрения. Кроме того, крайне важно заложить основы мониторинга основных социальных параметров процесса внедрения инклюзивного образования для дальнейшей фиксации изменений и осуществления корректирующих воздействий. Любое системное изменение требует постоянного анализа промежуточных результатов, корректировки рисков и основных действий, предупреждения ошибок.

Мониторинг в образовании понимается как система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития. Мониторинг является информационной основой принятия управленческих решений в рамках образовательного учреждения.

Важным является понимание того, что информация, полученная в ходе мониторинга, с одной стороны, ценна ограниченное количество времени, в течение которого данные являются актуальными для принятия управленческих решений, но с другой стороны – она со временем позволяет сравнивать результаты и строить прогнозы развития системы. Поэтому создаваемая программа мониторинга должна органично «вписываться» в систему связей и отношений, существующих в области педагогических измерений, контроля, оценки качества образования. Программа должна быть согласована с предшествующим опытом, накопленным учреждением в области различных педагогических измерений и диагностики.

Поскольку инклюзивный процесс органически связан с основным образовательным процессом в учреждении, требует его качественных изменений, поэтому и мониторинг инклюзивного процесса будет давать наиболее полноценную информацию для обеспечения управленческих решений в образовательном учреждении, если будет встроен в систему мониторинга качества образования.

Каждому руководителю перед принятием решения о создании в своей организации системы мониторинга необходимо проанализировать возможные риски и трудности, связанные с внедрением системы мониторинга в учреждении.

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: