Последовательность управленческих решений и действий при разворачивании системы мониторинга в учреждении

Управленческие действия Управленческие решения Локальные акты
Принятие решения о необходимости проведения мониторинга Что является основанием для этого решения?  
Определение круга разработчиков программы мониторинга Кто это может быть? Каковы основания их выбора?  
Разработка и реализация программы мониторинга Кто еще может быть подключен?  
Информирование о результатах мониторинга Кто, кого и каким образом информирует?  
Построение прогнозов, выявление тенденций Кто может выполнить эту задачу?  

Разработчикам программы мониторинга вместе с администрацией ОУ в первую очередь необходимо ответить на следующие вопросы:

· О чем мы будем собирать информацию (о каких результатах, условиях и цене их достижения)?

· Как мы будем собирать информацию (с помощью каких методов)?

· Каким образом будем обрабатывать полученные данные?

· С помощью каких методов будет проводиться анализ собранной информации?

· Какую информацию, в каком виде и каким образом мы будем хранить?

· Кого и каким образом мы будем информировать о результатах мониторинга?

· Как мы будем работать дальше?

С расширением субъектов мониторинга и разграничением мониторинговых функций возникает необходимость в координации их деятельности. Безусловно хорошо, если образовательное учреждение может себе позволить ввести ставку координатора мониторинга, но если такой возможности нет, то возникает необходимость анализ структуры управления школой и поиска резервов и возможностей. На практике в образовательных учреждениях существуют следующие варианты мониторинговых служб:

- инициативная группа, образованная из представителей от каждого методического объединения;

- специалист по мониторингу – координатор сети школ в районе;

- научно-методическая служба, куда входят зам директора, психолог, логопед, врач;

- независимые эксперты – приглашенные извне специалисты;

- лаборатория мониторинга – она заключает договор с образовательной организацией на проведение мониторинга.

В зависимости от выбранных объектов исследования состав команды может изменяться. Однако деятельность различных групп организована по единому принципу. В составе каждой службы есть специалисты, выполняющие функции: координации мониторинга, проектирования программы мониторинга, сбора и анализа полученной информации, составления отчетов, информационного сопровождения.

Принято выделят следующие этапы проведения мониторинга.

I. Этап подготовительный:

1. Уточнение потребности в информации, работа с заказом.

2. Формирование плана исследования.

3. Формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового обследования.

4. Создание модели мониторинга.

5. Обоснование выборки и деление её на определенные группы.

6. Разработка и научное обоснование параметров и индикаторов.

7. Подбор метода и разработка инструмента.

8. Разработка процедуры проведения мониторинга.

9. Создание методики для сбора и обработки данных мониторинга.

10. Согласование сроков и графиков работ по каждому этапу проведения мониторинга.

II. Пилотное исследование:

1. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке.

2. Обработка и анализ данных.

3. Необходимая корректировка содержания анкет, методик и инструкции.

III. Полевая стадия исследования:

1. Проведение мониторинга на всех группах выборки.

2. Сбор первичной эмпирической информации по всем выделенным группам выборки.

IV. Этап обработки и анализа информации:

1. Обработка оперативных данных.

2. Анализ независимыми экспертами полученных результатов.

3. Обсуждение полученных результатов.

4. Создание аналитического отчёта по результатам мониторинга.

V. Составление рекомендаций

Для каждого этапа руководитель либо привлекает различных специалистов, как из самого учреждения, так и из внешних организаций, или может сформировать универсальную команду, которая будет осуществлять разработку системы мониторинга, ее внедрение, сопровождение. Однако рано или поздно, для эффективного развития системы мониторинга в организации потребуется оценка со стороны независимых экспертов в области социально-педагогических мониторингов.

В режиме мониторинга можно получать, например следующую динамическую информацию о состоянии инклюзивного процесса в учреждении:

· Какие категории детей «включены» в инклюзивный процесс в образовательных учреждениях. Анализ категорий детей, включенных в инклюзивное пространство учреждения, характер и форма инклюзии.

· Какие формы инклюзии присутствуют в деятельности различных отделений образовательной организации, какие из них дают наилучший результат

· Каковы образовательные и социальные потребности детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образовании.

· Какова ресурсная обеспеченность образовательного учреждения для реализации инклюзивного процесса, какие ресурсы эффективно используются, какие нет, а в каких учреждение испытывает дефицит.

· Какова степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода.

· Какие отношения складываются у всех участников инклюзивного образовательного процесса, на каких ценностных принципах они формируются, какие способы влияния на отношения являются наиболее эффективными, а какие – нет.

· Каково отношение педагогов, родителей и детей к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомлённости о принципах инклюзии, уровень принятия.

· Насколько оптимальна система психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса.

Аналитические данные мониторинга ориентированы на дальнейшее проектирование и принятие необходимых решений в целях снижения рисков предполагаемых изменений. Например, проведение мониторинга готовности педагогов образовательных учреждений к включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы должно обеспечить информационную и аналитическую составляющую процесса внедрения инклюзивного подхода в образовательных учреждениях, определить основные направления повышения квалификации педагогических кадров по реализации инклюзивного подхода в сфере образования и эффективные способы психологической поддержки педагога в процессе внедрения инклюзивной формы обучения.

Мониторинг всегда работает на отслеживание актуальной ситуации. На современном этапе развития инклюзивного образования, при существующих условиях его развития, программы мониторингов в сфере инклюзивного образования могут быть ориентированы на отслеживание основных показателей развития инклюзивной практики и культуры: готовность педагогов к включению ребёнка с ОВЗ в массовый класс; оценка потребности в инклюзивном образовании как детей с ОВЗ, так и обычных детей; состояние образовательной среды и её готовность к включению; отношение учителей и родителей к инклюзии в образовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: