double arrow

ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА


Писание учит, что сердце является командным пунктом, который управляет всей жизнью человека. Жизнь человека отражает состояние его сердца. В Книге Притчей 4:23 это описывается следующим образом: «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни».

Словесное описание этой истины очень красочно. Сердце – это источник всех слов и деяний человека. Об этом неоднократно говорится в Библии. Поведение человека является выражением тех чувств и эмоций, которые переполняют его сердце.


Рис.1. Сердце определяет

поведение.

Данную истину можно изобразить графически.


Сердце определяет поведение. То, что вы делаете и говорите, отражает состояние вашего сердца. В Евангелии от Марка 7:21 говорится: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Все это зло, которое проявляется в делах и словах, исходит изнутри – из сердца.



То, что ваши дети говорят и делают, является отражением того, что наполняет их сердца. Евангелие от Луки 6:45 подтверждает данную истину: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его».




Эти отрывки из Писания очень поучительны для родителей, воспитывающих детей. Они показывают, что основная проблема заключается не в поведении, а в том, что происходит в сердце ребенка. Помните, что сердце является командным пунктом, управляющим жизнью.

То, что родители сосредоточивают все свое внимание на поведении детей, часто отвлекает их от главной цели. Часто цель, которую вы ставите перед собой, наказывая детей, заключается лишь в том, чтобы изменить их поведение в лучшую сторону. Именно поведение ребенка вызывает у вас тревогу, указывая на то, что он нуждается в наказании. Плохое поведение раздражает и, таким образом, привлекает внимание к себе. Вы начинаете сосредоточивать все свое внимание исключительно на поведении и думаете, что сделали все необходимое, изменив поведение ребенка в лучшую сторону. Теперь вы довольны и одобряете его поведение.

«В чем же тогда проблема?» - спрашиваете вы. А вот в чем. Трудности, которые испытывает ваш ребенок, не ограничиваются его плохим поведением. Они намного глубже. Помните, что отклонения в его поведении не возникают без причины. Его поведение – то, что он говорит и делает, - отражает состояние его сердца. Если вы действительно хотите помочь ему, то вам следует побеспокоиться именно о состоянии его сердца, которое управляет его поведением.

Изменения в поведении ребенка, не являющиеся следствием перемены, произошедшей в сердце, заслуживают не похвалы, а порицания. Разве не лицемерие и притворство осуждал Иисус в фарисеях? В 15-й главе Евангелия от Матфея Иисус обличал фарисеев, которые чтили Его устами своими, в то время как сердца их далеко отстояли от Него. Иисус осуждал их как людей, очищавших только внешность чаши, которая внутри оставалась по-прежнему нечистой. Однако именно это мы сами часто делаем, воспитывая детей. Мы требуем от ребенка, чтобы он изменил свое поведение, и никогда не обращаемся к его сердцу, от которого зависит его поведение.



Что же следует делать, воспитывая и наказывая ребенка? Вы должны требовать от него хорошего поведения. Закон Божий требует этого. Однако на этом не следует останавливаться. Вы должны понимать сами и помогать своему ребенку понять то, что именно состояние его заблудшего сердца выразилось в плохом поведении. Какие же изъяны, или пороки, присутствуют в его сердце, что оно произвело такое поведение? Каким характерным образом его неспособность или отказ знать Бога, верить в Него и повиноваться Ему выразились в неправильных действиях и словах?

Давайте рассмотрим это на примере семьи, в которой есть двое или более детей. Довольно часто можно наблюдать такую картину: дети мирно играют и вдруг начинают спорить и драться из-за какой-то игрушки. Их классический довод звучит так: «Кто взял ее первым?» Однако этот довод не доходит до сердца, потому что вопрос «Кто взял ее первым?» имеет отношение к справедливости. Справедливость всегда на стороне того ребенка, который быстрее всех схватил игрушку, чтобы играть с ней. Если мы оценим данную ситуацию с точки зрения того, что происходит в сердцах детей, то все будет выглядеть иначе.



Два ребенка, спорящих и дерущихся из-за игрушки, являются обидчиками по отношению друг к другу. Они оба проявляют жестокосердие. Они оба являются эгоистами. Каждый из них как бы говорит в своем сердце: «Мне нет никакого дела до тебя и до твоего счастья. Я думаю только о себе. Я хочу эту игрушку. От нее зависит мое счастье. Я возьму ее и буду счастливым независимо оттого, что будешь чувствовать ты».

С точки зрения происходящего в сердцах этих детей мы можем сказать, что они оба совершают грех. Они оба ставят себя один выше другого. Они оба нарушают закон Божий. Конечно, они находятся в разных условиях. Один ребенок пытается забрать игрушку, с которой играет другой. Второй ребенок имеет преимущество перед первым. Они находятся в неравных условиях, однако проблема у них одна и та же – каждый из них говорит в своем сердце: «Я хочу быть счастливым, во что бы то ни стало, даже если другому будет при этом плохо».

Теперь вы видите, как состояние человеческого сердца управляет его поведением. Это является непреложной истиной. Поведение человека всегда связано с состоянием его сердца. Поэтому воспитание ребенка должно затрагивать в первую очередь его сердце.

Понимание этого производит удивительные перемены в воспитании. Оно помогает сосредоточить внимание на состоянии сердца ребенка, а не только на его поведении. Оно показывает, что не только поведение нуждается в исправлении. Основная битва происходит в сердце человека. Ваша задача состоит в том, чтобы разоблачить грех вашего ребенка, помогая ему при этом понять, как грех отражает состояние его заблудшего сердца. Это понимание ведет ко кресту Христа. Оно подчеркивает нужду в Спасителе. Оно дает возможность показать славу Бога, Который послал Своего Сына изменить сердца людей и освободить их от рабства греха.

Основной принцип этой книги заключается в следующем: сердце является источником жизни. Поэтому воспитание детей непосредственно связано с работой над их сердцами. Вы должны научиться прослеживать связь между поведением детей и состоянием их сердец, показывая им, что происходит внутри них. Короче говоря, вам следует научиться откровенно беседовать с ними, поощряя к откровенному диалогу, а не только ругать и наказывать их. Помогите им понять, что они пытаются утолить жажду своих душ тем, что не может удовлетворить их. Вы просто обязаны помочь своим детям сосредоточить пристальное внимание на кресте Христа.

Дело в том, что сердце руководит поведением человека. Следовательно, исправление, наказание и наставление, являющиеся составными частями воспитания, должны быть обращены к сердцу ребенка. Основная задача, стоящая перед родителями, заключается в том, чтобы наставлять сердца своих детей.

Данное обстоятельство будет обусловливать все, что вы делаете как родители. Оно будет подсказывать вам, какие конкретные задачи стоят перед вами, и какие методы следует использовать в вашей работе с детьми. Оно будет непосредственно влиять на развитие ваших детей.

В этой книге будут затрагиваться все аспекты воспитания. Мы будем рассматривать библейскую точку зрения на задачи, стоящие перед родителями. Мы будем исследовать развитие ребенка. Мы будем сосредоточивать внимание на целях воспитания. Мы будем обдумывать методы работы с детьми. Во всем этом главным вопросом будет оставаться вопрос: «Как пасти сердце вашего ребенка?»

Я не предлагаю вам здесь простые, универсальные методы. Я не ратую за какой-то новый план, который поможет вам в три приема избавиться от проблем, которые возникли у вас с детьми. Я не указываю вам легкий способ удовлетворения их потребностей, так чтобы вы могли продолжать жить спокойной жизнью. Я готов, однако, исследовать вместе с вами новые пути и способы выполнения тех задач, которые Бог поставил перед вами как родителями. Я предлагаю их вашему вниманию как человек, который не является новичком в этом деле и который, вместе с тем, не стал циником. Я увлечен воспитанием детей более, чем когда-либо прежде. Я полон надежды и уверенности, что Бог может даровать нам способность воспитать в наших домах святое потомство для Своей церкви.

Я знаю семьи, которые тщательно придерживаются принципов, изложенных в данной книге. Я знаю родителей, воспитывающих счастливых, энергичных детей, которые знают самих себя и окружающую их действительность. Недавно я посетил одну из таких семей. Все члены этого семейства были бодры и жизнерадостны. Дети-подростки находились дома потому, что дом был для них тем местом, где они могли интересно проводить время. Отец и мать пользовались большим уважением у детей, которые всегда обращались к ним за советом. От каждого разговора веяло Библией и библейскими истинами. Это веяние было подобно не удушающему жару, а освежающему, живительному бризу. В этой семье пять предшествующих поколений сохранили веру, и шестое, подрастающее поколение познавало, что Бог является источником жизни и во свете Его мы видим свет.

Все это достойно подражания. Ради этого стоит многим пожертвовать.

Если вы хотите разобраться в неразберихе различных мнений по поводу воспитания детей, то вам надо обратиться к Писанию, чтобы там найти ответы на волнующие вас вопросы. Я абсолютно доверяю тому факту, что Писание достаточно ясно и понятно, чтобы обеспечить нас всеми необходимыми категориями и понятиями, которые нужны нам для выполнения задач, стоящих перед нами. Слишком долго церковь пыталась соединить вместе библейские и мирские взгляды на методы воспитания детей. Этот синтез принес горькие плоды. Нам необходимо рассматривать наши задачи с библейской точки зрения.

Вы должны понимать вашего ребенка во взаимосвязи с двумя ярко выраженными факторами, оказывающими на него свое влияние, которые можно озаглавить так:

1. Ребенок и его отношение к окружающему миру, формирующему его личность.

2. Ребенок и его отношение к Богу.

В двух последующих главах мы будем обсуждать эти две важные составляющие развития ребенка.







Сейчас читают про: