Динамка общего количества туристов в Крыму, млн. чел

   
                       
Всего туристов 5,0 7,2 7,0 6,3 7,9 8,3 2,5 4,0 2,6 3,4 3,5
в том числе организованных 1,2 1,5 1,6 1,7 2,0 2,1 0,86 0,91 0,76 0,78 0,75

продолжение таблицы

   
                       
Всего туристов 4,5 4,7 4,6 5,0 5,1 5,1 5,13 5,73 5,64 5,0 5,72
в том числе организованных 0,88 0,99 0,99 1,01 1,02 1,02 1,08 1,25 1,2 1,04 1,1

При этом фактический размер сокращения туристического потока в Крым в сравнении с историческим максимумом середины 1980-х является примерно в 2 раза большим, чем это отражают показатели численности отдыхающих. Дело в том, что за последние 20 лет средняя продолжительность отдыха в Крыму сократилась с 20-24 дней до 10-14 дней.

С учетом этого, сокращение в 2 раза отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях в сравнении с серединой 1980-х годов – с 2 млн. до 1 млн. человек – означает, что загрузка санаторно-курортной отрасли по числу проведенных ночевок (койко-дней) сократилась примерно в 4 раза.

4. В 2000-х годах практически завершился процесс превращения Крыма из преимущественно круглогодичного в сезонный – летний, преимущественно «пляжный» курорт.

Длительность «высокого сезона» сократилась с 4-5 месяцев (май – сентябрь) до 1-1,5 месяцев (июль – август).

Ялтинская набережная зимой: обычный вид... Фото Михаила Розенштейна, BSN

Сезонность курорта и туристического потока, в свою очередь, вызывает аналогичные сезонные процессы в большинстве отраслей экономики Крыма, в сфере занятости, в колебаниях уровня цен, структуре доходов и потребительского спроса, в поступлениях в бюджеты, в нагрузке на социальную и инженерную инфраструктуру Крыма.

Главные конкуренты Крыма на рынке туристических услуг имеют объективно лучшие климатические условия для пляжного отдыха. Кроме того, практически все они, в отличие от Крыма, имеют природные условия для зимнего (в том числе горнолыжного) отдыха.

Из этого следует, что рентабельность курортно-туристического бизнеса и эффективность инвестиций в этот бизнес в Крыму объективно не могут быть сравнимыми со странами-конкурентами в связи с тем, что длительность пляжного сезона составляет в Крыму 2-2,5 месяца, а в странах-конкурентах – до 6-7 месяцев в году.

Сформировавшаяся сезонность крымского курорта сделала его рискованным, сильно зависящим от непредсказуемых погодных и политических факторов, информационных войн, низко рентабельным и, следовательно, непривлекательным для крупных инвестиций. Недоинвестированность, в свою очередь, еще больше усугубляет ситуацию – в смысле снижения конкурентоспособности и накапливания отставания от туристической сферы стран-конкурентов.

5. Отставание в развитии крымского туризма от стран-конкурентов привело в 2000-х годах к потере Крымом значительной части традиционных туристических потоков.

Значительное количество наиболее платежеспособного сегмента туристов из областей Украины и с традиционного для Крыма российского рынка переориентировались на курорты Турции, Египта, европейского Средиземноморья.

С конца 1990-х годов Крым стал преимущественно внутренним украинским курортом, около 70-75% клиентов крымского курорта составляют граждане Украины с невысоким уровнем доходов, около 22-25% – туристы из России и других стран СНГ, около 3% – туристы из дальнего зарубежья...

Продолжение следует

Андрей Клименко, председатель Таврического института регионального развития, заслуженный экономист АР Крым, главный редактор BlackSeaNews

Татьяна Гучакова, директор Таврического института регионального развития, руководитель проекта BlackSeaNews

Источник: ФЛОТ2017


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: