double arrow

Личностный рост

Проблема личностного роста неразрывно связана с проблемами структуры личности и развития личности.

Проблема развития личности в психологии рассматривалась в концепциях З.Фрейда, Э.Эриксона, К.Хорни, В.Райха, А.Адлера, Э.Берна.

Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биоло­гических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Теория Эрика Эриксона (1902-1994) возникла из практики психоанализа. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и 3. Фрейдом. Следова­тельно, она состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного раз­вития, открытые Фрейдом; они лишь усложнены и как бы осмыслены с позиции нового исторического времени.

Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание — Эго — составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, при­чем параллельно развиваются Оно и инстинкты. Такой взгляд на природу челове­ка назвали Эго-психологией.

Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, по­казывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.

Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и куль­турных предписаний и системой ценностей. Сравнив то, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, Эриксон пришел к выводу, что каждой культуре свойствен свой стиль воспитания детей: он всегда принимается матерью как един­ственно правильный. Этот стиль определяется тем, чего ожидает от ребенка обще­ство, в котором тот живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному социуму, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с пер­вых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социаль­ную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эгоидентичности — длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуется задачами определенного возраста,.и они выдвигаются обществом. Но решение за­дач определяется уже достигнутым уровнем психического развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь пси­хосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего разви­тия личности. Каждый личный и социальный кризис представляет собой своеоб­разный вызов, стимулирующий личностный рост и преодоление жизненных про­ймем. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых проблем или как неадекватное разрешение ранних затруднений лишило его возможности справ­ляться с дальнейшими, составляет, помысли Эриксона, ключ к пониманию жизни м ого человека.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у младенца развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покор­ности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот про­цесс предполагает объединение прошлого опыта, потенциальных возможностей подростка и того выбора, который он должен сделать. Неспособность к идентифи­кации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, со­циальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия че­ловека.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым им предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — покой», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замы­канию на самом себе.

Седьмой кризис переживается в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в «интересе к следующему поколению и ею воспитанию». Этот период жизни отли­чается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя и приводит к оскудению межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от тою этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, в котором ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчая ними возможности начать жизнь заново.

Таким образом, согласно Эриксону, поведение человека изначально детерминировано биологическими факторами (инстинкты Оно, биологическое сексуальное созревание), взаимодействующими с расширяющейся сферой социальных отношений, и исходами психосоциальных кризисов, которые образовались в зависимости от степени сформированности Эго человека. Результаты первых 4 стадий почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешена и" следующих кризисов больше зависит от Эго и меньше — от внешних фактором Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы приобретает новые качества Эго и меняется.

Индивидуальная психология А. Адлера.

От «комплекса неполноценности» к личностному росту

Альфред Адлер (1870-1937) в своей концепции индивидуальной психологии во многом противостоял теории Фрейда. Он рассматривал человека как единое, целостное существо, элементы которого согласуются друг с другом. Согласно его представлениям, индивидуум — это неделимое целое мозга и тела, сознательного и бессознательного, единство в мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности. Адлер назвал свою теорию «индивидуальной психологией», поскольку по-латыни «индивидуум» означает «неделимый».

Структуру такой личности ученый определял как стиль жизни. Только продвигаясь. к личностно значимым жизненным целям, стремясь к совершенству, индивидуум выступает как органичная целостность и способен распоряжаться своей жизнью, проявлять творческую силу и свободу выбора. Вера в творческую природу и свободу человека, которая пронизывает теорию Адлера, позволяет многим психологам считать ученого предвестником современной гуманистической психологии.

Но индивидуум не может существовать изолированно от общества, от других людей, поведение человека происходит в социальном контексте, определено социальными детерминантами, в результате у людей формируется социальный интерес - стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества с другими людьми.

Термин комплекс неполноценности также ввел А.Адлер. Он полагал, что все и дети испытывают такое чувство как неизбежное следствие их физических разме­рим и недостатка сил и возможностей.

Будучи очень сильным, превратившись в комплекс, оно может затруднить по­зитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совер­шенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. «Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой», — отмечает Адлер.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то развитие протекает в конструктивном и здоровом направлении. (Это стремле­ние к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни.) Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства по­средством господства над другими. По Адлеру, борьба за это (она проявляется и жажде власти и агрессии) — невротическое извращение, результат сильного чув­ства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принес­ти признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

Стремление к превосходству обусловлено эволюционно - постоянным приспособлением к окружающему, когда каждый организм должен развиваться добиваясь более аффективной адаптации к миру, более совершенных отношении с окружающим, чтобы выжить, в противном случае он может исчезнуть.

Каждый человек вырабатывает свои жизненные цели, являющиеся сосредоточием его стремлений и достижений. Формирование их начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности пребывания в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой от этого, мостом между неудовлетворительным настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, сели чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают на правление и задачи деятельности человека. Например, у стремящегося к личной власти развиваются определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели: амбиция, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что они не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».

Кажущиеся изолированными, привычки и черты поведения получают свое значение в контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно — они включены в общий стиль жизни. Как часть его каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что веревка, сложенная и углу кольцами, — это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была).

Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно вы­искивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер под­черкивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил, человек сам формирует свою личность. «Каждый индивидуум представляет единство лично­сти и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности».

Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь участвовать в общем деле, человек может преодолен» чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотруд­ничества с людьми и возникающее в результате этого чувство неадекватности яв­ляется корнем всех невротических стилей жизни. Ученый отмечал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру».

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

Адлер отмечал, что постоянство нашей личности объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется именно им. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания того, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работы, дружбы и любви. Эти проблемы взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

Порядок рождения детей в семье способен повлиять на формирование последнего. Например, первенец получает повышенную любовь и заботу родителей, но когда появляется второй ребенок, он чувствует себя в положении «монарха, лишенного трона». Он пытается вернуть свое верховенство в семье, но неминуемо терпит поражение, поэтому приучает себя к изоляции, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении, стре­мится к власти и лидерству, превращается в хранителя семейных установок и моральных стандартов.

Положение единственного ребенка в семье обусловливает то, что от родителей он получает слишком много заботы, привыкает ждать того же от других людей, и стиль его жизни характеризуется эгоцентризмом и зависимостью, затруднения­ми но взаимоотношениях со сверстниками.

Положение второго (среднего) ребенка в семье обусловливает непроизвольное соперничество со старшим братом или сестрой, поэтому часто его стилем жизни становится соперничество, честолюбие, стремление доказать свое превосходство, ориентация на достижения. Положение же младшего (последнего) ребенка приводит к тому, что он, с одной стороны, часто становится «баловнем», окружен­ным заботой родителей и старших братьев и сестер, но, с другой стороны, у стар­ших детей больше привилегий, чем у младшего, поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, которое может обусловить либо стремление к борьбе, и достижению превосходства («борющийся младший ребенок», возможный буду­щий революционер), либо нарастание комплекса неполноценности, склонность к депрессии, алкоголизму и т. п.

Позиция ребенка в семье объясняет возникновение определенных проблем, которые могут все-таки им восприниматься по-разному, и поэтому описанная вы­ше тенденция формирования жизненного стиля не столь неумолимо проявляется и каждом случае: дети вырабатывают разные стили жизни в зависимости от субъ­ективного восприятия и решения жизненных проблем.

Поскольку у каждого человека его стиль жизни неповторим выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зави­симости от того, как решаются три главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека). Социальный ин­терес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, он проявляется в со­трудничестве с другими ради общего успеха, а не для личных выгод. Он является основным критерием психологической зрелости; его противоположностью явля­ется эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как че­ловек подходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, установившийся в детстве; он может варьироваться у разных людей от вя­лости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. В том случае, если последний выражен недостаточно, возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

1. Управляющий тип: это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если таковой вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других, для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные про­блемы они решают враждебно, антисоциально (правонарушители, наркоманы, преступники и т. п.).

2. Берущий тип: люди относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. Степень их ак­тивности невелика, поэтому маловероятно, что они причинят страдания дру­гим.

3. Избегающий тип: у этих людей нет достаточного социального интереса, должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят ото всего, что гро­зит трудностями или неудачей.

4. Социально полезный тип: это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жиз­ненных проблем — работы, дружбы, любви — требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Адлер показал, что невроз развивается, как правило, у людей, которые недоста­точно активны, эгоцентрически стремятся к превосходству, борются за свои лич­ные жизненные цели, имеют неразвитый социальный интерес. Имея низкий соци­альный интерес, невысокую социальную активность для выполнения жизненных задач, невротики хотят зависеть от других в решении своих повседневных про­блем, хотят, чтобы их баловали и все им прощали. Больные неврозами — это люди, избравшие неправильный стиль жизни, в основном по той причине, что в раннем детстве их чрезмерно опекали и баловали либо отвергали. Психологический рост - это прежде всего движение от сосредоточения на себе и целях своего превосходства к задачам конструктивного овладения средой и со­циально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничест­во — основные черты здоровой личности.

Адлер отмечал, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы (в первые 5 лет), а затем человек продвигается в этом направлении всю жизнь. Тем не менее, у людей есть возможность свободно создавать свой стиль жизни исходя из своих творческих способностей. Человек сам ответствен за то, кем он становится и как он себя ведет. Творческое Я делает каждого человека свободным самоопреде­ляющимся индивидуумом, так как творческие способности влияют на воспри­ятие, память, мышление, фантазии и сны, выбор цели и методов достижения цели, обусловливают созидательные возможности человека, его воздействие на соци­альное окружение.

Адлер представлял развитие личности так: от чувства неполноценности, бес­помощности в детстве — к стилю жизни взрослого человека.

1. Стремление расти, стать лучше, самоутверждение через самоусовершенствова­ние, развитие способностей, умений.

Условия саморазвития:

- заинтересованность в благополучии других;

- социальные интересы;

- сотрудничество с людьми.

2. Стремление к превосходству за счет унижения других и господства над ними (при отсутствии социального интереса).

3. Комплекс неполноценности. Формы его проявления:
- пассивность, неверие в себя;

- критичность к другим;

- агрессивность, враждебность к другим.

4. Комплекс превосходства и власти.

Причины закрепления комплекса неполноценности:

- органическая неполноценность, частые болезни ребенка;

- избалованность ребенка;

- отверженность ребенка (нежеланный, нелюбимый ребенок);

- фиксация на неудачах, школьных и жизненных трудностях.

Концепция развития личности, предложенная Э. Берном

Идеи Адлера о развитии личности как процессе преодоления исходного чувства неполноценности получили своеобразное продолжение в работах Э.Берна.

Люди появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения.

Под выбранный сценарий (постепенно развертывающийся жизненный план, который формиру­ется еще в раннем детстве, в основном — под влиянием родителей) человек неосознанно начинает подбирать соответст­вующих людей и такие же обстоятельства. Важнейшие сцены будут репетировать­ся во все более развернутом виде до тех пор, пока не станут частью характера и судьбы этого человека.

Сценарий определит его важнейший выбор, способ жизни, жизнь. Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании. Таким образом родители передают детям свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если взрослые неудачники, то и программируют неудачников. Если победители, то соответствующим образом определяют судьбу своего ребенка. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Согласно концепции транзактного анализа Э. Берна, сценарий предполагает:

1) родительские указания;

2) подходящее личностное развитие;

3) решение в детском возрасте;

4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

В отрочестве человек сталкивается со множеством людей, но он интуитивно ищет тех партнеров, которые сыграли бы роли, предполагающиеся его сценарием (они это делают, ибо ребенок также исполняет роль, соответствующую их уста­новкам). В это время подросток дорабатывает свой сценарий с учетом окружения.

Если сценарием считается то, что ребенком планируется совершить в буду­щем, то жизненный путь — это то, что происходит в действительности.

Существует немало сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское про­граммирование, поддерживаемое «внутренним голосом», который древние звали «демоном»; конструктивное родительское программирование, подталкиваемое те­чением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определен­ным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия них сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к тому или иному типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственно­му или независимому. В конечном же счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила — свободу осмысливать их, и если надо — отстаивать их или бороться с планами других.

Контрольные задания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: