Джотто был лучшим учеником Чимабуэ, чья работа проходила на рубеже XIII и XIV столетий. Поскольку первый учился у второго, в их творчестве имеются стилистические подобия, отражающие одни и те же художественные условности, типичные для той эпохи, в которую оба они жили.
/400/ У Джотто были почти такие же лучи, как у его учителя (хотя в других позициях), и это, безусловно, привлекало их друг к другу. Глядя на их картины, можно заметить, что эти различные позиции лучей объясняют разницу в достоинствах, чувствах и вкусах, выраженных в их произведениях.
Лучевое строение у Джотто было таким:
Душа | Личность | Умственный | Эмоциональный | Физический | |
Лучи | |||||
Подлучи |
Если картины Чимабуэ большие, абстрактные, туманные и очень религиозные, то картины Джотто - религиозны, но не столь абстрактены, и они положили начало искусству блестящего гуманизма, которое гораздо понятнее, и не столь туманно. Джотто был посвящённым уровня 2,4, также как и Чимабуэ, и сейчас он тоже посвящённый шестой ступени.
В отличие от личности Чимабуэ с двойным 6-м лучом, Джотто - живописец с двойным 4-м лучом личности. Несмотря на то, что Джотто всё ещё сильно тяготел к итальянскому "примитивизму", стилю Византии, у него был куда более человечный и описательный стиль: на холсте он рассказывает целую историю. Двойной 4-й луч личности Джотто вызывает у него потребность в общении, выражении своего понимания, в данном случае - евангельской истории и христианских идей. По мере того, как развивалась его художественное мастерство, живопись Джотто становилась всё более человечной и менее абстрактной. Он великий предшественник гуманистического искусства, которому ещё только предстояло прийти.
Рембрандт (1606-1669)
Рембрандт ван Рейн один из самых известных немцев всех эпох. Он был посвящённым третьей ступени, жил и творил с 1606 по 1669 г.г. Он пришёл в воплощение, как посвящённый второй ступени и закончил его, прочно встав обеими ногами на третью ступень Иерархии. Его лучевое строение было таким:
/401/
Душа | Личность | Умственный | Эмоциональный | Физический | |
Лучи | |||||
Подлучи |
У Рембрандта был один 7-й и три 4-х луча. Преобладание 4-го луча сопровождается любовью к цвету, также как и желанием выезжать и общаться с публикой. 4-й луч придаёт художнику блеск, красоту, цвет и свет, а музыканту - мелодичность. 7-й луч в свою очередь придаёт художнику способность к построению рисунка, организации композиции на картине.
Рембрандт очень быстро "вошёл в моду", когда переехал в Амстердам из родного города Лейден. В поздний период своей жизни Рембрандт обанкротился, главным образом из-за своей собственной расточительности (вероятно, из-за трёх 4-х лучей в его оснащении). Добавьте к этому его стяжательский ум 3-о луча, и вы поймёте, почему он имел непреодолимую тягу к накоплению вещей. После того, как Рембрандт обанкротился, его изумительная коллекция картин, драгоценных камней, мечей, доспехов, драгоценных костюмов была публично продана за гроши. Он был вынужден покинуть свой большой, красивый дом в фешенебельной части Амстердама и переехать в очень бедный квартал. Его первый прекрасный дом ныне стал музеем.
Он одевал свои персонажи в восточные костюмы, оружие и доспехи, чтобы придать богатый, романтичный и таинственный блеск своим картинам. И в то же время он был весьма приземлённым немцем со страстным увлечением действительностью. Его искусство - синтез громадного влечения к действительности, с жаждой рисовать предметы такими, какие они есть, - и желанием экзотического, драматичного, сверкающего, необычайного и таинственного. Как посвящённый третьей ступени, это были качества, которые он прозревал в мире смысла. Его душа 2-го луча на самом деле господствовала в других сторонах его натуры. Сущность 2-го луча в его самом высоком выражении - качество магнетической любви, которая всё притягивает к себе, создавая универсальный синтез. Это позволило объединить все несовместимые качества его натуры: реализм, романтизм, религиозную преданность и драму. Я вижу в этом главную причину, почему Рембрандт стал для всех народов символом великого художника. Публика всегда признаёт качество любви, которое её магнетически привлекает.
/402/ Рембрандт написал много автопортретов. Это было не из тщеславия; он считал их способом проникнуть в своё "мгновенье", как мерило проходящего времени. В его зрелых произведениях качество сопереживающей любви и способность отождествляться с другими ярко видно во всех его картинах. Посвящённый третьей ступени уже является Бого-выражающей индивидуальностью. Душа сливается с личностью и это можно увидеть на автопортрете, который выставлен в галерее Frick в Нью-Йорке. Это уже очень зрелая живопись выполненная около 1658 г. Здесь изображён человек, который только что обанкротился, который потерял всё: репутацию, имущество, свой дом, а позже умер в нищете и был похоронен в бедняцкой могиле. Кого изображает этот портрет? Мы видим человека необычайной силы, стойкости и благородства. Он выражает спокойную невозмутимость и чувство собственного достоинства, которые являются признаками человека, знающего кто он, что он делает, откуда он пришёл, без какой-либо внешней позы. Рембрандт просто сидит на стуле, держась за трость и спокойно, бесстрастно смотрит на зрителя, позволяя проявиться тому, кто он и что он есть.
Кажется, он способен проникать в сердца зрителей. Рембрандт мог изобразить нищего так, что он выглядел, как святой. Не идеализируя, полностью придерживаясь реализма, но при этом перенося на изображение всю свою прекрасную, любящую сущность души 2-го луча. Картина "Еврейская невеста" в Амстердаме является возможно одной из самых нежных проявлений любви в живописи. Невозможно научиться так нарисовать анатомию, столь рельефно передающую эмоцию необычайной нежности, которая передаётся здесь. Лишь единицы живописцев способны так реалистично изобразить, будто это рисовалось с натуры - а на самом деле было лишь плодом творческого воображеня. Вполне возможно, что он не собирался писать картину исполненную любви и нежности, но вероятно полностью увлёкся технической проблемой реализации внутреннего видения своей души 2-го луча.
В зрелые годы Рембрандта его цветовая палитра предельно ограничена, избрана в узком диапазоне коричневых и жёлтых тонов, с лёгкими касаниями красного и золотистого. И несмотря на использование таких простых цветов, он смог добиться блеска во всех своих произведениях. Фактически, имея три 4-х луча на своём вооружении, он не мог не быть изумительным колористом.
/403/ В картине "Ночной дозор", опять-таки в Амстердаме, у нас возникает чувство общения: что-то драматическое происходит у нас на глазах. Эта сцена офицерской компании писалась как групповой портрет. Групповые портреты были очень популярны во времена Рембранта. Единственный немецкий художник, который умел как-то справиться с этой темой был Франс Халс, который написал несколько групповых портретов и довольно хорошо. Но обычаи, преобладавшие в то время, требовали, чтобы на групповых портретах фигуры изображались в виде пассивного ряда, что выглядело чрезвычайно скучно. Рембрандт, взявшись за групповой портрет, изобразил его в виде драматического события, но в тоже время, как совершенно реалистичное повседневное происшествие.
Живописец изобразил конец ночи, поскольку отряд военных появился в свете восходящего солнца. Свет использован, чтобы привлечь внимание к лицам, в естественном, но высоко драматичном виде. Естественность сцены подчёркнута посторонними фигурами, случайно попавшими в эту группу: девочка, идущая на рынок, маленькая рыщущая собачка, и т.д. Это, наверное, была одна из самых амбициозных картин по размеру и размаху, из тех что Рембрандт нарисовал в то время, но с неё-то и началось падение его популярности среди современников. По мере того, как он рисовал всё лучше и лучше, он становился всё беднее и беднее: это было "слишком" для голландской публики того времени и её вкусов.
У Рембрандта был мозг 7-го луча, и это проявилось в сложной композиции. Выглядит так, будто каждая фигура стоит естественно и логично на своём месте; но на самом деле композиция необычайно хитроумно и тщательно разработана.
Вероятно выдающееся достоинство Рембрандта - его способность создать ощущение единства. В Лондонской Национальной галерее есть картина купающейся женщины. Она опять-таки иллюстрирует, несмотря на применение крайне узкого диапазона цветов, его замечательное ощущение цвета, свойственное 4-му лучу: золотые, красные, белые и прохладные оттенки плоти. Позе женской фигуры свойственна скромность 2-го луча, спокойная гармония сочетается с нежностью жеста.
/404/ В Мюнхене есть прекрасный портрет Христа, кисти Рембрандта. Он был написан с человека, вероятно жившего по соседству, который был к Христу не ближе, чем вы или я. Но Рембрандт, со своим сопереживанием души 2-го луча, сумел придать ему черты необыкновенного благородства и трагической красоты, которые ассоциируются с таким посвящённым, как Христос. Будучи сам высоким посвящённым, Рембрандт смотрел на мир сквозь любовь, нежность и терпение 2-го луча души.