Хронология

  В древнеиндийском эпосе «Махабхарате»: «На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Шветадвипа («Светозарный Белый остров»). Он расположен к северу от Меру». Также в этом эпосе предсказано появление предводителя из деревни Шамбалы, который возглавит борьбу против нечестивых.
  Полярная прародина индоиранцев описана в знаменитых памятниках письменности «Ригведе» и «Авесте». Именно оттуда, как сообщается в древнеиндийских эпических произведениях «Махабхарате» и «Рамаяне», арии переселились после похолодания в южные области.
  Герой шумерского эпоса, царь Урука. Гильгамеш совершает путешествие на север в «Страну живых» - легендарный рай на земле.
  Согласно преданиям Европы, в давние времена на Севере («Край-земля»), находилось волшебное царство – блаженные, арктические острова, населенные богами и богоподобными людьми – первыми прародителями людей.
  Рассказ об исходе ариев с севера в южные края в славянской «Книги Велеса», вырезанный на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX веке. Согласно легендам, изложенным в «Книге Велеса», приблизительно еще в III тысячелетии до н.э. земли от Финского залива до устья Оби были родиной ариев.
IV-II тыс. до н.э. Аркаим (Кайле-град). «Страна городов», более 20 протогородов ариев, открытых на Южном Урале в 1987 г., по версии ученых города основаны по пути исхода ариев с севера на юг.
III тыс. до н.э. Китайские летописи, описывающие время с 3000 г. до н.э. свидетельствуют о существовании святой земли Бессмертных в пустыне Шамо (Гоби). К этому времени относится и упоминание в китайских летописях о падении огромной звезды на остров Цветов в пустыне Гоби.
  Н. Рерих записал легенду о Даре Ориона (легенда о Сокровище Мира, камне Чинтамани), которая говорит: «В незапамятные времена с далекой звезды упал чудесный камень. На том месте, где он появился, была основана Шамбала – Твердыня Света».
  Германские ученые Эскард и К. Хаусхофер, ставшие идейными вдохновителями нацистского духовного общества Туле, основывались на древней легенде, свидетельствующей, что «тридцать или сорок веков назад в Гоби, т.е. в III тыс. до н.э. существовала высокоразвитая цивилизация».
Конец II – начало I тыс. до н.э. В индийских Пуранах (время Нового завета) говорится об острове Шамбале – святой земле, которая находится на озере из нектара.
878 г. до н.э. (год Воды-Овцы) Возникновение доктрины Калачакры по тибетской хронологической традиции. Проповедь этой доктрины Буддой Шакьямуни царю Шамбалы Сучандре в Индии. Эта дата является базовой в системе тибетского летоисчисления истории. В летописях сказано, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой». Согласно Калачакре Шамбала находится севернее реки Сита (предположительно Восточный Туркестан) в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса.
915-834 г. до н.э. По тибетским источникам время жизни Будды Шакьямуни относится 915-834 гг. до н.э. Существует большое расхождение в утверждениях ученых относительно годов рождения и нирваны Учителя. Дата ухода Будды из нашего мира, по мнению современных историков относится к 480 г. до н.э., что не согласуется с датой его проповеди Калачакры царю Шамбалы Сучандре по тибетским источникам.
(?) Почти 1000-летний пробел в исторических хрониках о сохранении традиции Калачакры в царстве Шамбала?
  В 1027 г. в Тибете введен шестидесятилетний цикл времяисчисления. С этого времени история распространения Калачакры становится более подробной.
(?) Согласно легенде Шамбала была завоевана мусульманскими войсками и стала недоступной для буддийских паломников.
  (Мусульманское завоевание Хотана около 1000 года?).
629 г. Китайский паломник СюаньЦзан посещает Уддияну и сообщает о 1500 различных буддийских памятниках в этой стране.
966-967 гг. Традиция Калачакры вернулась из Шамбалы в Индию.
  Индийский учитель Цилупа из Ориссы отправился в Шамбхалу и стал знатоком Калачакра-тантры и большого комментария к ней. Вернувшись в Индию в 966 г. Цилупа (он же Калачакрапада Старший) нанес поражение в диспуте пандиту Наропе.
X-XI вв. Шри Камбала и другие открыли йогинитантры на западе в стране Уддияна. Они также распространились в сторону Мадхьядеши. Затем из царства Шамбалы появились комментарии на Калачакру-тантру, написанные бодхисаттвами, такими как Шри Калачакра и другими. Они распространились в Мадхьядеши.
IX в. Биография Шенраба
«Зермиг» В биографии Шенраба «Зермиг»: «Расширились и умножались страны мира и у истоков четырех великих рек в стране в западной части мира между горами и скалами было государство Олмо Длинная долина. Был там город Bar-po-sobrgyad». Для последователей древней тибетской религии Бон гора Кайлас и, лежащее у его подножия, озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шаншунг, где зародился Бон. Внутренняя часть Шаншунга называлась Шан-шун-бу и являлась священной Ол-мо-лун-рин, или Шамбалой.
1110 г Страна богов Уддияна, где правит царь Индрабхути (род. 1110 г.), благословенная многими дакинями и прославленная как исток мантраяны, располагается в 230 йоджинах к северу от Магадхи, западнее Шаншунга. В классической буддийской тантрической литературе на первое место силы ставится страна Уддияна, на второе – Шамбхала.
1026 г. Проникновение учение Калачакры в Тибет, проповедь кашмирского брахмана Соманатха (ученик Наропы).
1042 г. Основателем первой школы Калачакры, по тибетской традиции, считается Атиша (982-1054) – индийский ученый буддист, настоятель монастыря Викрамашила, который в 1042 году прибыл в Западный Тибет по приглашению царей Гугэ.
XII-XIII вв. Распространение в Европе мифа о Граале (Испания, Франция, Англия). Грааль – чаша из которой Христос принял святое причастие, и в которую впоследствии собрали кровь Христа, распятого на кресте. Крестовые походы рыцарей на Восток и поиски Христовой чаши Грааля. Идею Братства Грааля связывают с рыцарями Круглого стола короля Артура.
XIII в. Противоречивые сообщения о могущественном царстве пресвитера Иоанна в Центральной Азии (Монголия).
1294 г. Бодон Ринпоче Ринчен Цамо получил изложение Калачакры. В 51 год отправился в Шамбалу («Голубые Анналы»).
XIII-XV вв. Известны десятки исторических трактатов «лам-иг», описание дороги в Шамбалу. Один из таких путеводителей обнаружен в Танджуре, другой в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института и датируется XIII в.
1478 г. Го Лоцзава в историческом труде «Голубые Анналы» сообщает о Шамбале, как княжестве севернее среднего течения реки Ганга в Индии (севернее Мадхьядеш), где сохраняются подробные комментарии к Калачакре-тантре. В княжество Шамбалу в то время свободно добирались с купеческими караванами буддийские паломники. На первом месте по значимости для изучающих Калачакру значится страна богов – Уддияна.
ХV век. Историк Л. Гумилев подтверждает, что «легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение в тяжелый для Тибета ХV век».
1577 г. Тумэнский правитель Алтан-хан принял у себя верховного тибетского ламу Содномджамца и удостоил его звания главы ламаистской религии с титулом Далай-лама. За этим актом последовало принятие буддизма наиболее крупными князьями Монголии. В 1586 г. в Монголии на месте древнего Каракорума построен первый буддийский монастырь Эрдэни-Дзу.
XVII в. Проникновение христианских миссионеров в Тибете. Первые географические и этнографические описания Тибета. Австрийский ученый-географ Йохан Грюбер впервые сделал подробное географическое описание Тибета.
1627 г. Иезуитские миссионеры Стефан Каселла и Джон Кабраль во время своего посещения Бутана узнали о существовании страны Шамбала где-то на севере, граничащей с страной SOG-PO (Татария). Из их писем явствует, что «дорога туда неимоверно трудна и занимает около четырех месяцев пути».
1687 г. Тибетский регент Сангье Гьяцо дает перечень правителей Шамбалы. Существует перечень двадцати пяти Кулик императоров Шамбалы, охватывающий период с 878 г. до н.э. по 1727 г. Имена из списка не отождествлены с известными по истории древними правителями.
XVIII в. Наиболее известным описанием царства Шамбала становится «Шамбхала Лам-иг» в сочинении Третьего Панчен-ламы Лобсанга Палдена, переведенного в 1915 г. на немецкий язык проф. А. Грюнведелем.
XV-XX вв Название Шамбала, упоминается в буддийских книгах Тибета: Канжур и Танжур, Белая Ведюрья, Голубые Анналы («Синяя летопись»), Дорога Шамбалы, Сфера Шамбалы и т.д. Большая часть этих летописей на русский языке не переведена.
XVIII-XIX вв. В России, особенно среди старообрядцев, большой популярностью начинает пользоваться предание о Беловодье, которое имеет схожее описание с Шамбалой. Начиная с XVIII-XIX вв. существует поверье: «Тот, кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, найдет Беловодье, где люди не ведают гнета бояр и болезней (Земля Белых Вод, предположительно озеро Лоб-Нор – белое озеро, покрытое слоем соли, откуда тропа вела в предгорья Кунь-Луня)».
XIX в. С конца XVIII в. тибетские границы надолго закрыты для европейцев. Отказано в пропуске в Лхасу экспедиций Свена Гедина, Н.М. Пржевальского. Н.К. Рериха. Закрытость Тибета усиливает интерес к нему. Возрастает интерес к этнографии и фольклору Тибета.
1833 гю В небольшой статье, опубликованной в 1833 г. в журнале Азиатского общества Бенгалии венгерский тибетолог Ч. де Кереш указывает относительно точные координаты Шамбалы – между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита или Яксарт (Сыр-Дарья)
1842 г. Карта «Шан-шун бу так-зик-ол-мо лун рин» (карта из тибето-шаншунского словаря), так называемая карта Шамбалы. По мнению большинства исследователей Олмо Лунгринг/Шамбала/ находилась в Западном Тибете. Шан-шун-пар располагалось от Кайласа на запад и достигало Афганистана. Шан-шун-бу являлась священной Ол-мо-лун-рин, или Шамбалой.
1899-1902 гг. Под видом паломника в Лхасу проникает бурятский ученый Г. Цыбиков. Его научный труд «Буддист-паломник у святынь Тибета» содержит первое подробное описание Лхасы, в. т.ч. пересказ тибетского пророчества о царях Шамбалы.
1919 г. В 1919 г. обнаружена славянская «Книга Велеса», вырезанная на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX веке, в которой рассказывается об исходе ариев в V тыс. до н.э. с севера в южные края. «Пришла великая стужа. Мы шли из Края Иньского мимо Земли Фарсейской».
Ю.Н. Рерих, ХХ век. «Шаншунг-ги-юл (Гуче) находится в Западном Тибете». «В тексте «Шамбала-лам-йиг», сказано, что королевство Шамбала находится в горном районе, со всех сторон защищенном высокими снежными хребтами».
Дж. М. Рейнольдс, ХХ век. Директор Института по изучению бон Дж. М. Рейнольдс: «Древнее царство Шаншун было расположено в окрестностях легендарной горы Кайлас, или Гангчен Тизе, в Западном Тибете и до VIII в. это была независимая страна». Согласно сакральной географии бона, в центре страны Олмо Лунгринг стоит великая космическая гора Юнг-Друнг Гуцег /Кайлас/. В традиции бона эта гора известна под названием «Девятиэтажная гора свастики».
Эдгар Кейси, ХХ век. Часть представителей атлантов была направлена в местность, известную сейчас под названием: пустыня Гоби. Американский ясновидящий Эдгар Кейси говорит о существовании в то время страны Гоби, в которую были направлены представители атлантов незадолго до последней катастрофы. Пророчество Эванс Кейси (1167-2): «В стране Гоби, на земле современной Монголии, предстоит раскопать город с Золотым Храмом, где будет найдена женская статуэтка из чистого золота и предметы из такого сплава железа и меди, который с тех пор людьми не применялся».
Рудольф Штайнер,ХХ век. «Мы также знаем, что когда древняя Атлантида приблизилась к своему закату и хлынули воды потопа, погубившие Атлантический континент, то немногочисленную горстку людей, которым предстояло составить основу новой – нашей – расы, Ману повел к центру Азии, в пустыню Гоби, или Шамо…».
Елена Блаватская,ХХ век. «Тайная доктрина» Е. Блаватской впервые знакомит западного читателя с «Учителями человечеcтва – Махатмами Белого Братства» /Шамбалы/.
1915 г. Опубликована на русском языке книга Сент-Ива д`Альвейдра «Миссия Индии» (1866 г.). Автор утверждает о существовании подземного мира – духовного центра, который имеет нечеловеческое происхождение, и хранит Изначальную мудрость, передавая ее сквозь века тем, кто способен ее воспринять.
1922 г. Ф. Оссендовский публикует книгу о своих скитаниях по Монголии, в которой он описывает подземную страну Агарти: «Сокровенным мистический центр Земли», «местонахождение Царя Мира», которая имеет схожие черты с Шамбалой.
1923-1928 гг. Н.К. Рерих, основываясь на сведениях полученных от лам, говорил о реальности местонахождения Шамбалы, где-то в Гималайских горах, на север от Кайласа. После Центрально-азиатской экспедиции (1923-1928 гг.), таинственные слова о мистической Шамбале в дневниках и публикациях Н. Рериха привлекли к этой легенде внимание западных читателей. Особая роль в формировании современного мифа о Шамбале – «самом уникальном феномене, существующем на нашей планете» принадлежит Н. Рериху, который поэтическим языком художника ввел в обиход формулировки: «Шамбала – самое священное слово Азии».
  Космические дегенды Востока записанные Н. Рерихом
  О Даре Ориона (легенда о Сокровище Мира, камне Чинтамани), которая говорит: «В незапамятные времена с далекой звезды упал чудесный камень. На том месте, где он появился, была основана Шамбала – Твердыня Света. И по сей день хранится этот Камень здесь же, на башне Ригден-Джапо в особом помещении».
1923-1928 гг. В дневниках доктора К.Н. Рябинина, участника экспедиции Н.К. Рериха, также неоднократно пишется о Шамбале: «Понятие Шамбалы вполне реально и место это имеет свое географическое положение на карте Тибета в области высоких гор, на высоте после 11.000 футов».
1913 г. Статья в «Shanghai Times» доктора Лао-Дзина о посещении им в горах Кунь-Луня, «недоступного для обычных людей Храма Жизни /Шамбалы/, предназначенного для исследования человеческого духа и его силы».
XIX-XX вв. Трансформация тибетского мифа о Шамбале, в миф для европейского читателя о «чистой стране блаженных», которая недоступна для непосвященных и расположена в Тонком мире. В мифе о Шамбале появляются современные характеристики центра высочайшего научно-технического потенциала, обладающего аппаратами интегрированными с психикой человека.
XX в. Четырнадцатый Далай-лама: «Шамбала – место, расположенное где-то на этой планете, она также – место, которое могут увидеть лишь те, чьи умы и кармические склонности чисты. Вот почему она остается закрытой для повседневного мира».
1931-1943 гг. Экспедиции нацистов в Тибет под руководством немецкого исследователя Тибета, оберштурмфюрера СС Эрнста Шеффера в поисках союза с силами Шамбалы. Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала – центр могущества и насилия, управляющий стихиями и массами. Маги – водители народов, якобы, могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы.
Рене Генон, ХХ век. Французский мыслитель Рене Генон делает вывод, что «Агартха является единственным подлинным центром эзотерического Посвящения, который противостоит демонической псевдо-духовности Шамбалы, питающий идеологию теософов, оккультистов и спиритов. Маги-водители народов могут заключить договор с Шамбалой, принося клятвы и жертвы». Рене Генона связывает Шамбалу с «мракобесием и заблуждением».
ХХ век. Французские писатели Луи Повель и Ж. Бержье приходят к выводу, что: «Шамбала – центр могущества и насилия, управляющий стихиями и массами».
1994 г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года принял «Определение о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Собор ясно заявил о полном несогласии с учением Блаватской и Рерихов и категорическом неприятие этого учения.
2002 г. Опубликована книга гималайского мудреца Шри Свами Рами, выросшего в Гималаях: «Многие иностранцы отправляются в Гималаи на поиски Шамбалы, но эта страна, на самом деле не существует. Миф о Шамбале основан на существовании двух древних горных монастырей, затерянных в Гималаях. Эти монастыри, устроенные в пещерах, упоминаются в наших традиционных священных текстах и используются с очень давних пор для медитаций и духовной аскезы. Один из них расположен на горе Кинчанчанга на высоте 14000 футов, а другой, в котором я жил, находится в глубине Гималаев на границе Тибета и Гархвала».
XX век Известные тибетологи заявляют, что под Шамбалой подразумевается реальная страна. Среди них такие авторитетные имена, как Ю.Н. Рерих («Шаншунг-ги-юл, в Западном Тибете)»), итальянский профессор тибетолог Дж. Туччи (близ реки Сита), А. Стейн (Олмо Лунгринг располагалась в Западном Тибете). Старший брат Далай-ламы XIV Д. Норбу также полагает, что это была страна Шаншун, западнее озера Манасоровар, вблизи Кайласа.
Калачакра-тантра Древние гималайские мудрецы говорили, что «поиски чистой земли и сферы знаний Шамбалы, благодатно влияют на карму любого живущего, а за сознательное и постоянное устремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Учение Шамбалы, настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знания Шамбалы, сама по себе благодатна, и может кардинально изменить жизнь человека».


ЗНАМЕНИТЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ЭКСПЕДИЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

1245-1247 гг. Джовани дель Плано Карпини. Монах-францисканец, знаменитый путешественник. В 1253 г. был послан Людовиком IX в Азию для установления контактов с христианами, проживавшими в пределах Монгольской империи. Подробный письменный отчет о путешествии.
1253-1256 гг. Гильом де Рубрук – путешественник XIII в., опубликовавший географические и этнографические представления о глубинных областях Азии.
1271-1295 гг. Марко Поло, итальянский путешественник, прожил в Китае около 17 лет. В своей знаменитой «Книге» (1298 г.) дал европейцам первые достаточно верные географические представления о глубинных областях Азии.
1618 г. Сибирский казак Иван Петлин посещает халхаские земли и Пекин и сообщает русскому правительству первые географические сведения о пути в Монголию и Китай.
1828 г. Иакинф (Бичурин) – известный синолог, член пекинской духовной миссии издает чрезвычайно ценные «Записки о Монголии» - подробный дневник поездки из Пекина до Кяхты.
1870-1885 гг. Н.М. Пржевальский – первый европейский исследователь внутренних районов Центральной Азии. Руководитель 4-х экспедиций в Центральную Азию. По итогам экспедиций в Монголию написал книгу в 2-х томах: «Монголия и страна тангутов» в 1875-1876 гг.
1876-1877 гг. 1-я монгольская экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества. Этнографические материалы экспедиции составили два тома «Очерков Северо-Западной Монголии», опубликованные Г.Н. Потаниным в 1878 г.
1876-1890 гг. М.В. Певцов, исследователь Центральной Азии, руководил 3-мя экспедициями по Джунгарии, Монголии, Гоби, составил карту и подробное географическое описание, опубликовал книгу «Очерк путешествия по Монголии и северным провинциям Внутреннего Китая» (Омск, 1883 г.)
1879-1880 гг. 2-я монгольская экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества. Материалы экспедиции послужили для написания двух новых томов Г.Н. Потанина «Очерки Северо-Западной Монголии».
1884-1886 гг. Г.Н. и А.В. Потанины. Путешествие на Тангутско-Тибетскую окраину Китая и по Центральной Монголии. Собрали огромное количество сведений о Монголии, ценные этнографические материалы, множество легенд и сказок. В общей сложности Потанин опубликовал более 200 фольклорных текстов.
1876 –1879 гг. 1887 г. А.М. Позднеев участвует в экспедиции Русского географического общества во главе с Г.Н. Потаниным и собирает для Петербургского университета коллекцию монгольских рукописей (972 тома, бэн-цзы).
  В Санкт-Петербурге издан фундаментальный труд по истории буддизма в Монголии А.М. Позднеева «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии».
1889 г. Экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества под руководством Н.М. Ядринцева. Обнаружение знаменитого Каракорума – древней столицы Чингисхана – и открытие памятника с двуязычной – рунической и китайской - надписями стало мировой сенсацией. Двуязычная надпись дала ключ для расшифровки орхоно-енисейских рун – древнейших письменных памятников истории тюрков и других народов Центральной Азии VII-XI вв.
1883-1898 гг. Экспедиция академика В.В. Радлова, в которой принял участие Д.А. Клеменц – первый геолог в Монголии, который подготовил позже материалы для первой археологической карты Северной Монголии.
1899-1902 гг. Г.Ц. Цыбиков. Тибетская экспедиция. Первый ученый из России, который сумел посетить Центральный Тибет и Лхасу.
1899-1926 гг. П.К. Козлов. Экспедиции по Монголии и в Тибет. Открыл в 1908 г. мертвый город Харо-Хото XI-XIII вв. (41?45? с.ш. 101?05? в.д.). При раскопках он нашел большую библиотеку (2000 книг) на тангутском языке, более 300 образцов тангутской живописи и т.д. Издал книги «Монголия и Кам» (Спб., 1905 г.), «Путешествие по Монголии» (М., 1949 г.) и т.д.
1918-1930 гг. 1922 г. Американские палеонтологические экспедиции.
  Центрально-азиатская палеонтологическая экспедиция Американского музея естественной истории, возглавляемая профессором Р-Ч. Эндрюсом. В красных песчаниках Шабаран-Усу (ныне Баин-Дзан) были найдены многочисленные скелеты разнообразных динозавров и кладки яиц динозавров.
1911-1925 гг. Александра Дэви-Неел (Дэвид-Нил). Французская путешественница, первая европейская женщина достигшая Лхасы, получившая подлинное тантрическое посвящение, и удостоившаяся звания «кхадома». Прожила в Тибете и смежных с ним странах 14 лет подряд.
1903-1914 гг. Братья М.Е. и Г.Е. Грумм-Гржимайло. Экспедиционные отчеты и дневники.
1923-1928 гг. Н.К. Рерих. Знаменитая центрально-азиатская экспедиция: 25 тыс. километров по безжизненным пустыням Монголии, Китая и Тибета.
1927-1930 гг. Знаменитая центрально-азиатская экспедиция шведского путешественника Свена Гедина, в составе которой находились известные ученые из Европы и Китая.
1941-1943 гг. Э.М. Мурзаев, российский географ. Путешествие по Монголии описаны в его книге «Годы исканий в Азии».
1946-1982 гг. 1946 г. Советские палеонтологические экспедиции.
  Палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством профессора И.А. Ефремова. Экспедиция открыла богатейшее местонахождение гигантских динозавров в Нэмэгэту-Ула, не уступающая по своим масштабам знаменитому африканскому местонахождению Тендагуру.
1963-1971 гг. Польские палеонтологические экспедиции.
1971-1986 гг. Советско-монгольская комплексная Хубсугульская экспедиция Иркутского и Монгольского государственных университетов. Обобщающим результатом 15-ти летних исследований Прихубсугулья и озера Хубсугул стал выпуск картографического атласа озера Хубсугул в 1989 г.
1990-1993 гг. С 1990 г. начал действовать монголо-японский исследовательский проект «Широкая степь». Были проведены поисковые работы по выявлению ценных, редких полиметаллов, других полезных ископаемых на более чем 500 тыс. кв. км. территории южной, юго-восточной и восточной частей Монголии. С 1993 г. данный проект расширился и получил название «Золотая цепь», охватив значительно большую территорию Монголии.
1999-2003 гг. Монголо-немецкая археологическая экспедиция Бонского университета проводит раскопки в Каракоруме.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: