Конфронтация - всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента.
Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы.
Показ клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности.
Три основных случая конфронтации в консультировании:
1). с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п.
2). с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей.
3). с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем.
Конфронтация часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии.
Ограничения в использовании конфронтации:
- Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности, агрессивности
- Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Задача конфронтации – помочь клиенту осознать способы своей защиты от реальности.
- Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта.
- не используется на первых этапах консультирования
Чувства консультанта и самораскрытие
Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.
Цель: чтобы клиент понял СЕБЯ!
В самораскрытии очень важен фактор времени — надо уловить соответствующий момент и не затягивать откровение, чтобы в центре внимания оставался клиент и переживания консультанта не выдвигались на первый план. Техника самораскрытия используется лишь при наличии хорошего контакта с клиентами, как правило, на поздних стадиях консультирования.