Перефразирование МЫСЛИ внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении ЧУВСТВ — на том, что скрыто за содержанием. Перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.
*Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. *Нередко консультант начинает игнорировать чувства клиента.
· Концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже.
· Обращать внимание на эмоциональный тон, позу, выражение лица.
· Чуткость к различным намекам, умалчиваниям, паузам.
· Учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта.
· Обобщение чувств, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента.
Правила (принципы) отражения чувств:
- Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов.
- Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — но важно отмечать для себя
- Обязательно обращать внимание на чувства, когда они: вызывают проблемы в консультировании или могут поддержать клиента, помочь ему.
Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования.
Важно в процессе работы с чувствами клиента: личный опыт, полученный в его собственной клиентской практике.
3.Обратная связь – это высказывание консультанта о своих чувствах и намерениях относительно конкретных поведенческих проявлений клиента или его слов.
Три элемента:
1. высказывания о проявлениях и словах клиента.
2.Чувства, переживания консультанта по поводу этих проявлений
3. намерения консультанта относительно этих проявлений.
Например: «я вижу что вы плачете», «я чувствую растерянность», «Хочу понять что с вами происходит»
Цели: осознание клиентом значимого материала, уменьшение слепого пятна.
Принципы обратной связи:
1.Необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности клиента. Лучше использовать глаголы, а не прилагательные.
2.Важно наблюдать, а не интерпретировать
3. важно описывать, а не судить, не оценивая.
4. важно быть конкретным, а не обобщать.
5. необходимо уделять внимание информации и избегать советов
6. говорить о поведении, которое возможно изменить.