double arrow

Б). Отражение чувств

Перефразирование МЫСЛИ внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении ЧУВСТВ — на том, что скрыто за содержанием. Перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.

*Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. *Нередко консультант начинает игнорировать чувства клиента.

· Концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже.

· Обращать внимание на эмоциональный тон, позу, выражение лица.

· Чуткость к различным намекам, умалчиваниям, паузам.

· Учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта.

· Обобщение чувств, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента.

Правила (принципы) отражения чувств:

- Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов.

- Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — но важно отмечать для себя

- Обязательно обращать внимание на чувства, когда они: вызывают проблемы в консультировании или могут поддержать клиента, помочь ему.

Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования.

Важно в процессе работы с чувствами клиента: личный опыт, полученный в его собственной клиентской практике.

3.Обратная связь – это высказывание консультанта о своих чувствах и намерениях относительно конкретных поведенческих проявлений клиента или его слов.

Три элемента:

1. высказывания о проявлениях и словах клиента.

2.Чувства, переживания консультанта по поводу этих проявлений

3. намерения консультанта относительно этих проявлений.

Например: «я вижу что вы плачете», «я чувствую растерянность», «Хочу понять что с вами происходит»

Цели: осознание клиентом значимого материала, уменьшение слепого пятна.

Принципы обратной связи:

1.Необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности клиента. Лучше использовать глаголы, а не прилагательные.

2.Важно наблюдать, а не интерпретировать

3. важно описывать, а не судить, не оценивая.

4. важно быть конкретным, а не обобщать.

5. необходимо уделять внимание информации и избегать советов

6. говорить о поведении, которое возможно изменить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: