(7764—7792)
Бхишма сказал:
1. Теперь расскажу досконально, как принявший учение за руководство\
Высшего пути достигает, хотя в том познании, раджа.
2. Из всех -существ человек называется лучшим,
Из людей (лучшими называются) брамины,
из браминов — взирающие на мантры\.
3. Становятся душой всех существ всезнающие, всезрящие брамины, Постигшие Откровение Вед, стремящиеся к истине, устранив сомненья.
4. Как лишенный зрения мучается от несчастий в дороге,
Так и лишённый знания (страдает) в мире; поэтому
превосходны владеющие познаньем.
5. Разные люди, любя закон, выполняют различные
обязанности (дхармы) согласно агамам,
Но у них нет такой цели, (как у знающего); помимо нее
таких (они достигают) качеств:
6. Чистоты слова, дела, сердца (манаса), правдивости, стойкости, терпенья.
Знатоки всех законов, (выполняя) (свой) долг, добрые качества выявляют.
7. Образ Брахмо\, (осуществляемый жизнью) брахмачарина,
Превыше всякого (частного) долга; его силой па высший путь вступают.
8. (Жизни), лишенной связи с признаком, отрешённой от звука, касанья,
|
|
От того, что слышится ухом, что воспринимается глазом,
9. От того, что речь высказывает в слове, что осмысливает разум,
Той непорочной жизни в Брахмо с разумением нужно предаться.
10. Кто полностью ей предается, тот получает мир Брахмо,
кто не вполне (предан) — мир суров;
Кто же (только) отчасти в этом стоит, тот мудрецом
рождается, превосходным брамином.
11. Очень трудно выполнима жизнь в Брахмо; узнай от меня для этого способ.
Нарастающую и возбуждающую страстность должен
сдерживать дваждырожденный.
12. Нельзя слушать разговоров о женщине; на обнаженную
— нельзя бросить взгляда;
Если такую случится видеть, то слабосильным овладеть
может страстность.
13. Когда (у брахмачарина) вспыхивает страсть, он должен поститься\;
если он очень обуреваем, пусть войдет в воду,
А если во сне осквернится, пусть мысленно трижды
прошепчет очистительную мантру\.
14. Так должен сжигать внутреннюю страстную греховность
Рачительный мудрец, сердцем приобщенный к знанью.
15. Вошедший в тело, связанный телом осознавать себя должен,
Как среди падали, заключенный в нерасторжимые узы.
16. Ветер\, желчь, слизь, кровь, кожу, жилы, кости,
Мозг, (все) тело человека через жилы питают соки.
17. Нужно знать: пять качеств индрий здесь проводятся через десять трубок;
От этих рождаются тысячи других, более тонких.
18. Вот эти-то жилы, несущие соки, океан тела
Своевременно питают, как (водный) океан (питают) реки.
19. Внутри сердца есть одна трубка, несущая манас\.
У мужчин рождённое желанием семя она распространяет по всем членам.
|
|
20. Все члены возогревают исходящие отсюда жилы,
Так, они проникают в глаза и несут (туда) качество света.
21. Как в молоке пахтанье зарождает масло,
Так пахтаньем, возникшим от желания тела, зарождается семя.
22. Также во сне самопроизвольно возникшая страсть манасом овладевает,
И самопроизвольно рожденное телом семя проливает «несущая манас» (жила),
23. О таком возникновении семени знал владыка, великий риши Атри.
Так как оно из трех начал\ и его божество — Индра, то «индрия» его называют..
24. Знающие ход семени, которое смешенье существ причиняет,
Бесстрастием испепелив пороки, не подлежат возникновению в теле.
25. Достигший равновесия гун манасом в несущую манас (жилу)
Направляет праны, лишь поддерживая деятельность,
и тем освобождается в час смерти.
26. По достижении знанья, (присущего) манасу, перерождается манас
Махатмы, достигшего совершенства мантрой:
(становится) бесстрастным, светлым, вечным.
27. Поэтому, чтобы ту (страсть) низвергнуть, нужно творись безгрешное дело;
Здесь, покинув раджас и тамас, желанного пути достигают.
28. С достигнутым от юности познанием в немощную старость вступают;
Созревший с течением времени разум (буддхи) даёт силу сердцу.
29. Как на трудный пройденный путь (взирают), так на покорение качеств.
Тогда взирает превзошедший пороки и вкушает бессмертье.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 214 глава Величие духа Варшнеи.