(8884—8914)
Бхишма сказал:
1. Тебе изложены правила поведения домохозяина,
установленные мудрецами;
Тому, что непосредственно за этим излагается, внимай,
Юдхиштхира!
2. Постепенно отрешась от той третьей, высшей ступени\
Соблюдающих обеты брака, на ступень отшельников,
живущих в лесу, (переходят).
3. Слушай, сын, себе на благо о тех, для которых весь мир обитель,
О живущих в чистой стране, заповедь соблюдая.
Вьяса сказал:
4. Когда у себя морщины и седину домохозяин увидит
И потомство своих детей, пусть тогда в лес уходит.
5. Третью часть жизни в лесной обители отшельником пусть проводит;
Пусть поддерживает тот же огонь, как совершающий жертвы небожитель\.
6. Без нерадивости, самообузданный пусть в шестой срок\
вкушает листья, (этим) ограничив питанье;
Вот — (его) агнихотра, его корова\, все разделы жертвоприношенья.
7. Дикорастущие ячмень, рис и (другие) злаки, остатки трапезы
Как жертву хавис пусть он приносит в (срок) пяти
праздничных жертвоприношений\.
8. На жизненной ступени отшельника предание (предписывает) четыре устава:
|
|
Некоторые ежедневно обмывают посуду, другие на месяц
9. Копят остатки, иные на целый год, на двенадцать лет — иные;
Делают это, чтобы потчевать гостя или как основу жертвы.
10. Остаются без крова в дожди, в холода погружаются в воду,
В зной творят подвиг пяти огней\, постоянно пост соблюдают.
11. Валяются на земле (иные), стоят на одной ноге, (опираясь) на пальцы,
Стоят ли, сидят (неподвижно), окропляются в сроки выжимания (сомы);
12. Одни пользуются зубами, как ступой, другие — дробят зерна камнями,
Иные пьют в светлую половину месяца отвар один раз вскипевшего риса.
13. В тёмную половину месяца некоторые пьют и едят, что придется;
Некоторые кореньями, плодами, другие, суровые в обетах, (только) цветами
14. Существуют, следуя путём, предписанным Вайкханасой.
Есть и другие предписания для тех премудрых.
15. Четвертой ступенью считается закон постигшего Упанишады;
От ступени домохозяина и отшельника она отлична.
16. И в этой юге, сынок, все прозревшие певцы (ее соблюдали):
Агасть.я, семь ришей, Мадхуччханда, Агхамаршана,
17. Санкрити,, Судиватаиди\, Ятхаваса, Акриташрама, Аховирья,
затем Кавья, Тандья и мудрый Медхатитхи.
18. Могучий Карпанирвака и многопотрудившийся Шуньяпала
Этот закон исполняли и взошли на небо; •
19. Сынок, они созерцали закон, равно и сонмы странствующих ришей,
Ужасающих умерщвлением плоти, закон отчётливо прозревали.
20. Неисчислимые (множества) других браминов в лесу укрывались:
(Роды) Вайкханасы, Валакхильи, Сайкаты и другие.
21. Делами те пресытились, постоянные в законе, победившие чувства,
|
|
Они шествовали (в жизни), на Закон взирая; все они отправлялись в пущи.
22. Хоть и не звёзды, непреодолимые, они, как сонмы светил, сияют\.
Удрученному старостью, мучимому болезнью
23. Следует покинуть отшельничество на последней,
четвертой ступени жизни.
Непосредственно приготовляемое\ да принесет он в жертву,
и всё имущество ему будет вознагражденьем\.
24. Жертвуя Атману, он Атману радеет, отдаётся под защиту
Атмана, с Атманом играет;
В себе самом воздувая огонь, пусть все начинанья оставит;
25. Всегда дающий пусть приносит непосредственно
приготовляемое в жертву и возношенье;
Когда же его приношенье обычную жертву
пребывающего в Атмане превысит\,
26. Пусть разом в три огня\ в себе приносит жертву ради
своего освобожденья;
Повторяя мантру\, пусть приносит жертву жизненным токам (пранам),
пятью-шестью глотками безропотно вкушая.
27. Срезав ногти, волосы на голове и теле,
(уже) не живущий лесной обители муни\
С (этой) ступени жизни на более чистую ступень,
очищенный делами, пусть переходит.
28. Давшему (обет) покровительства всем существам,
странствующему брамину
(Принадлежат) великолепные миры; по исходе
он к бесконечности приобщится.
29. Весьма благонравный, отстранивший грехи,
он не желает действовать ни здесь, ни в потустороннем мире;
Пусть сидит в стороне постигший Атмана муж, незаблуждающийся,
безгневный, влеченья, боренья отвергший;
30. И если те\ за ним последуют, пусть не колеблются,
отважно (приняв) за (путеводную) нить Откровение,
мантрами творя жертвы.
Да будет сообразен желанию путь самопознавшего,
да не будет сомнений у поставившего
Закон превыше всего, у победившего чувства.
31. Теперь (ещё) возвещенное о Запредельном,
чрезвычайном, наилучшем, действительном,
превышающем три гуны, тройственном превосходном поведенье,
О величайшем, возвышенном, запредельном пути,
именуемом четвёртой и последней ступенью жизни, слушай!
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 244 глава — Вопросы Шуки.