Глава 247

(8974—8998)

Шука сказал:

1. Подробно о внутреннем «я» скажи мне снова,

О том, что такое внутреннее «я», владыка, превосходный ринга!

Вьяса сказал:

2. Сынок, то, что называется внутренним «я» (адхьятманом) человека,

Это тебе возвещу; что возвещать буду, слушай!

3. Земля, вода и огонь, ветер, пространство (акаша) —

Великие сути существ — это волны на море.

4. Как черепаха выпускает и снова вбирает члены,

Так и великие сути здесь в юнейшие переходят.

5. Из них всё это, (всё), что подвижно и неподвижно,

Их исхождение и растворение (движению) той (черепахи) уподобляют.

6. Пятью великими сутями во всех существах создатель

Произвёл разнообразие в том, на что взирал он, сын (мой).

Шука сказал:

7. Как можно исследовать то, что в телах он сделал?

Как можно исследовать чувства, свойства?

Вьяса сказал:

8. Основы (того), что здесь это (всё), изъясню тебе по порядку;

Доскональное (изложение) сосредоточенно слушай!

9. Звук, ухо, полость (тела) — свойства пространства (акаши);

Жизненные токи, движения (тела), касанья — это три свойства ветра;

10. Трояко распределяется огонь: как образ, глаз и переваривание (пищи);

Вкус, вкусное и маслянистость — это три свойства влаги;

11. Три свойства земли — это запах, обоняние, тело;

Итак, вследствие сочетания индрий (человек) называется пятисоставным.

12. От ветра — касание, вкус — от воды, от огня — образ, так говорится.

В пространстве возникает звук; земным считается запах.

13. Манас, Разум (буддхи) - и самосущая (природа),

рождены от своего (особого) лона,

Они не разворачивают свойств (гун), превыше свойств направляясь.

14. Как черепаха, выпустив, (вновь) втягивает члены,

Так и Разум (буддхи), всё множество чувств выпустив, (их вновь) вбирает.

15. (В том), что вверх от подошв стоп и вниз от черепа видно,

В этой области как высшая (сила) распоряжается буддхи.

16. Разум (буддхи) производит свойства, разум также индрий производит,

Среди (них) всех шестой — манас; не будь буддхи, откуда быть свойствам?\

17. В человеке пять чувств, а шестым считается манас,

Седьмой называют буддхи, а восьмым — познающего поле.

18. Глаз только для зрения; манас поднимает сомненье,

Его разрешает буддхи, а свидетелем называется познающий поле.

19. Раджас, тамас и саттва — эти три из своего (особого) лона;

Одинаковыми во всех существах можно рассматривать эти свойства (гуны).

20. То, что здесь кто-либо рассматривает в себе, как сопряженное с приязнью,

С Умиротворением и чистотою, это пусть он принимает за саттву (ясность).

21. А что сопряжено с горячностью и движеньем

В манасе и теле, нужно рассматривать как раджас.

22. Что сопряжено с заблужденьем, что неясно в предметах,

Нечётко, нераспознаваемо, то нужно рассматривать как тамас.

23. Радость, приязнь, блаженство, самостоятельность,

сознательность, владычность,

Обоснованные или необоснованные — (всё это) существует

как ясность (саттва).

24. Самомнение, гневная речь, жадность, ослепление, нетерпеливость—

Признаки страстности (раджаса), возникшие по причине иль беспричинно.

25. А заблуждение, нерадивость, неразумие, вялость, сонливость

Распознаются как свойства тьмы (тамаса), где бы они ни развились.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 247 глава — Вопросы Шуки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: