double arrow

ГЛАВА 264


(9396—9441)

Джаджали сказал:

1. О, держащий весы, эта, выполняемая тобою дхарма

Препятствует развитию существ и (достижению) врат неба.

2. Пищу\, которой ты живешь, землепашество производит.

О, сын купца, ведь смертные живут скотоводством, корнями!

3. Отсюда же происходит жертва; значит, ты, как отрицатели\, болтаешь!

Ведь этот мир\ не развивался б, если бы полностью от промыслов оторвался.

Туладхара сказал:

4. Я разъясню, Джаджали, моё поведение,

оно не (такое, как) отрицателей, дваждырождённый!

Ведь я не отрицаю жертвы, но весьма трудно найти

(настоящего) знатока жертвы!

5. Брамин, я почитаю жертву, (приносимую)' людьми,

постигшими (суть) жертвоприношенья.

Свой способ жертвы покинув, брамины в кшатрийском

способе жертвоприношения утвердились.

6. Брамин, отрицателями приносимая жертва, жадными,

стремящимися к богатству,

Лишь из-за незнания слова Вед кажется праведной, она нечестива (на деле).

7. «Это следует дать, то следует дать», — так говорят (брамины)

и такую жертву хвалят.

Джаджали, подобное (требование) в безобразие и грабёж\ переходит!

8. Но, хорошо выполненной жертвой хавис\ удовлетворяются боги;




В преклонении\, (равноценном) остаткам жертвы хавис,

в (равноценном) кореньям изучении Закона

9. Должно состояться богопочитание, так Писание учит.

Неправедные (всё же) порождают дурное потомство,

соблюдая жертвы, обряды.

10. От жадного рождается жадный, от равнодушного

рождается равнодушный;

Каковы приносящие жертву и её совершающий жрец, таково и потомство\.

11. Существа возникают от жертвы\, как от неба — незагрязненные воды.

В огонь ввергается жертва, брамин, и восходит к солнцу.

12. От солнца рождается дождь, от дождя — пища, отсюда — потомство,

Так твёрдо стоящие (в законе) предки всё желанное получали.

13. Невспаханная земля по молитве (всё) взращивала и к зрелости приводила;

Но те, древние, ни для жертвователя\, ни для себя никакого плода не ожидали,

14. А те, что, ожидая плодов, совершали разные жертвы,

Рождаются нечестивцами, жадными, привязанными к богатствам;

15. Те, нечестиво поступающие люди, пойдут к злодеям,

Которые за отсутствием мерила неблагое себе избирают мерилом.

16. Брамин, здесь (на земле) злободушный всегда несовершенен в познаньи,

«Устав есть (только) устав» — дваждырождённый такого знания не боится.

17. Он, как брамин, (ещё) в миру остается, но не выполняет уставы.

Впрочем, неблагому делу (в Ведах)

провозглашается «победа» \ — так мы слыхали.

18. Убиению\ всевозможных существ (для жертвы)

и стремлению к плодам дела.

Жертвоприношение правдой, жертвоприношение самообузданием

Насыщает тех, кто отказался от жадности к богатству.

19. На (огне) деятельности (приносят жертву) все



отрешённые люди, подавившие самость.

Вполне устойчивы знающие поле, познающие поле (дживу)

и сущность (приносимой им) жертвы:

20. Они изучают (возвещенное) Ведами Брахмо и других

радуют (этим ученьем).

Вся полнота божественности есть Брахмо, покоится в Брахмо.

21. Насыщением насыщаемого\, Джаджали, они богов удовлетворяют.

Как насыщенный всеми лакомствами уже не наслаждается ими,

22. Так насыщенный познанием всегда счастьем и прочим насыщен.

Носители дхармы счастливы дхармой и полностью разрешили сомненья.

23. «Воистину, нам принадлежит Высшее», .— так считает мудрый.

Иные, осуществляя знание, наивысшим считают знание

и к Запредельному стремятся,

24. К Святейшему, освещающему, объединяющему

рождённых от чистого (корня);

Вошедшие туда не потрясаются, не колеблются, не тоскуют.

25. Ясные уже здесь достигают той обители Брахмо;

Небес они не желают, великолепные богатства не приносят б жертву.

26. Следуя по стопам праведных, они кровавых\ жертв не приносят,

Им ведомы\ великаны леса (деревья), травы, плоды, корни.

27. Жадных жрецов, действующих ради плодов,

к жертвоприношению они не допускают,

Но, преследуя присущие им цели, совершают

жертвоприношения (истинные) брамины,

28. Вполне утвердясь в деятельности, объединения существ желая.

Поэтому тех жрецов, осквернённых людей,

(лишь) жадные допускают к жертве.

29. Исполнением долга (люди) приводят своё потомство на небо.

Джаджали, такова моя мысль, я следую-ей всегда неуклонно.



30. В зависимости от того, что здесь приносят в жертву туры-брамины,

Они направляются по следу пути богов, великий -муни!

31. Иные подлежат возвращенью\ сюда, для мудрых же нет возвращенья.

Джаджали, как бы дорогой богов идут и те, и другие.

32. (Для них) быки запрягаются сами собой и везут (их),

(Для них) доятся сами коровы по совершенному желанию сердца;

33. К жертвенным столбам коровы сами подходят,

сама собой совершается жертва, принимается плата (дакшина).

Кто себя так подготовит, тот может брать корову\.

34. Итак, брамин, надлежит подобным людям растения приносить в жертву,

Предварительно отрекшись (от мира). Я расскажу тебе об этом.

35. Кто от мечтаний свободен, от начинаний,

от преклонений и восхвалений,

Кто не гибнет с гибелью (своих) дел, того боги признают брамином,

36. Не изучая Вед, не принося жертв, не одаряя браминов,

Каким путём, Джаджали, идёт предавшийся желанному образу жизни?

37. Он ведь становится божеством, раз он сам принимает жертву.

Джаджали сказал:

38. От мудрецов мы не слыхали об этой Правде, о ней, сын купца,

я тебя вопрошаю, (понять) её трудно.

Не обсуждали её древнейшие риши, а последующие не утверждали.

39. Если по своей воле скот принимает участие в праздничной жертве,

То какими же делами, купец, можно достигнуть счастья?

40. О, многопознавший, дай мне услышать об этом, я полностью тебе доверяю.

Туладхара сказал:

41. Жертвоприношение или не жертвоприношение это

празднество, но коровам оно не нужно;

Топлёное масло, молоко, простоквашу можно целиком,

без остатка приносить в жертву,

42. Шерсть, рога, копыта коровы приносятся при

торжественной жертве».

Таким образом (жертвователь) как бы являет и заменяет супругу\.

43. Угождающий божеству (жертвователь) как

за (действительное) жертвоприношение

Получает (награду). Все животные годны для принесения в жертву,.

44. Все реки — Сарасвати, все горы святы; Джаджали,

Атман — (святая) криница; иной страны не будь гостем.

45. Кто эти подробно указанные обязанности здесь выполняет

И до первоосновы исследует дхарму, Джаджали,

тот прекрасных миров достигает.

Бхишма сказал:

46. Эти подробно (изложенные) обязанности Туладхара восхваляет;

Хорошо обоснованные, они всегда соблюдаются благими.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 264 глава — Беседа Туладхары и Джаджали.







Сейчас читают про: