double arrow

ГЛАВА 261

(9257—9276)

Юдхиштхира сказал:

1. Утонченно указан святыми признак дхармы, заключенный в слове Брамы;

Но есть у меня некоторые соображения, об этих доводах я сказать хотел бы.

2. Разрешены тобой главные вопросы моего сердца;

Кое-что всё же выскажу, раджа, но не ради спора.

3. Эти\ (сути нас) оживляют, низвергают, возносят;

Нельзя познать дхарму в таком обобщенье:

4. Одна дхарма (долг) при благих обстоятельствах, при плохих — другая;

Как возможно все случаи полностью предвидеть?

5. Поведение благих считается признаком благонравия, законом,

Но раз нет (точного) признака благонравия, то как

отличают благое от неблагого?

6. Из того, как беззаконно поступает дурной (человек), виден образ (закона).

Образ же беззакония виден из поведенья благого.

7. Далее: указания знатоков шастр — мерило (закона),

Но слова Вед уносит (время) соответственно югам — так мы слыхали.

8. Иной закон в крита-югу, иной в трета-, двапара-югу,

Иной закон в кали-югу установлен сообразно силам.

9. Предание — словеса истины, таково об этом всеобщее мненье;

И, согласно преданью, были счастливо распространены Веды повсюду.

10. Если бы они были всеобщим мерилом, то можно было бы

принять их здесь за (всеобщее) мерило;

Но если мерило нарушается немерилом\, то как

безусловность Шастр (возможна)?

11. Если сильные, (но) злобные так или иначе нарушают

Подлежащие выполнению обязанности (дхармы), то и

нерушимость (Закона) гибнет.

12. Мы знаем нечто или не знаем, оно может быть доступно

Или недоступно Познанью, будь оно тоньше лезвия ножа или горы огромней.

13. Закон (дхарма) появляется сначала, как (марево), город гандхарвов,

А по рассмотрении (его) вещими снова в незримость уходит;

14. Как рытвина для водопоя коров или (оросительные)

арыки (быстро) пересыхают, Бхарата,

Так, по преданию, истощается, становится невидимой вечная дхарма.

15. Некоторые из-за вожделения, ради желания перемен другие,

Многие, хоть и неблагие, (безнаказанно).

наслаждаются своим (дурным) поведеньем;

16. Или же они принимают закон как пустое

разглагольствование благочестивых,

Называют их сумасбродами, издеваются над ними.

17. Высокомерные люди отвращаются (от дхармы)

и признают лишь государственные законы,

Итак, никаких общих для всех (правил) поведения не существует.

18. Один, (пользуясь законом), себя возносит, а другого вяжет,

А тот при случае подобным же образом поступает,

19. Что одного возносит, то унижает другого:

В поведении.всех общей направленности не видно.

20. Некогда вещие воздвигли дхарму, она передавалась издревле,

Поэтому изначальным благонравием она утвердилась навеки.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 261 глава — Беседа о признаках Дхармы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: