(12158—12186)
Юдхиштхира сказал:
1. Как праведный Вьяса породил великого подвижника Шуку,
Достигшего высшего совершенства? Расскажи мне, Прадед.
2. В чьей утробе зачал Шуку великий подвижник Вьяса?
Ведь мы не знаем ни родительницы, его, ни начала махатхмы,
3. Как он, еще мальчик, к сокровенному знанию прилепился мыслью?
И почему нет иного, второго (ему равного) в этом мире?
4. Об этом хочу, махатма, подробно услышать:
Не насытится моё внимание (твоих слов) превосходной амритой.
5. О самообладании махатмы, об осуществлении знания Шукой —
Об этом всё с начала и по порядку расскажи мне, Прадед!
Бхишма сказал:
6. Не долголетием, не сединой,-не богатством, не родными
Риши выполняют дхарму; велик тот из нас, кто знает Веды.
7. Подвиг (тапас) есть корень того, о чем ты меня вопрошаешь, Пандава,
А тот подвиг осуществляется укрощением чувств, не иначе.
8. Умиротворением чувств порок побеждается, несомненно;
Их победив, совершенства человек достигает.
9. Тысячи ашвамедх, сотни возлияний Соме
|
|
Не равны даже частице плода йоги, сын (мой),
10. Теперь расскажу тебе о рожденье, о плоде йоги,
О труднопознаваемом для несовершенных начале (жизни) Шуки.
11. Некогда, на вершине Меру, в лесу деревьев карни-кара,
Окруженный страшной стаей нежити, гулял Махадэва.
12. Некогда там же была и дочь царя гор дэви (Парвати).
Здесь же Кришна Двайпаяна творил свой великий подвиг.
13. Йогой в себя погружённый, полностью преданный закону Йоги,
Удерживая (манас), творил подвиг ради рождения сына
тот превосходный гуру.
14. «Обладающий мощью огня, земли, воды, ветра и поднебесья,
Да будет сын у меня, владыка!» — так говорил он.
15. Затем труднодостижимой для неподготовленных, высочайшей Йогой
Удовлетворил он владыку богов, высшему подвигу предаваясь,
16. Целых сто лет простоял могучий, лишь воздухом питаясь.
И возрадовал Махадэву, многоликого супруга Умы.
17. Тут брахмариши, все раджариши, (все) хранители мира,
Праведники, васу (приблизились) к владыке Вселенной,
18. Также Адитьи, рудры, творец ночи,
Творец дня, Васава, маруты, моря, реки,
19. Оба Ашвина, боги, гандхарвы, Нарада с Парватой,
Вишвы, васу, гандхарвы\, совершенные и апсары.
20. Здесь сиял, как светозарный творец ночи,
Махадэва Рудра в венце из прекрасных (цветов) карни-кары.
21. В том приятном, дивном лесу среди богов и божественных риши
Ради (рождения) сына, (преданный) высшей Йоге,
стоял непоколебимо риши.
22. Не убывала в нём сила жизни, не появлялась слабость,
Так что для трёх миров это было как чудо.
23. Подобно языкам (огня) Вайшванары, сияли его косы;
Преданный Йоге, казалось, пылал неимоверно сильный.
|
|
24. Владыка Маркандея повествовал мне об этом;
Он здесь о делах богов рассказывал мне постоянно.
25. Так подвигом пламенел тогда (Двайпаяна) Кришна;
Цвета огня, (сынок), блистали косы махатмы.
26. Таким благочестием и умерщвлением плоти, Бхарата,
Махэшвара остался доволен и в уме положил решенье.
27. И сказал владыка, тот сын трёх матерей (Триамбака),
как бы с усмешкой: «Твой сын, Двайпаяна, такого вида будет —
28. Как огонь, как земля, как вода, как ветер
И как твердь — таков будет твой сын, великий, чистый;
29. Такой по сути, с таким умом, с такой решимостью (буддхи),
с таким самосознанием, с такой опорой, (как ты просил).
В великолепье облачённый, сын твой славы в трёх мирах достигнет».
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», В книге «Основа Освобождения» гласит 325 глава — Возникновение Шуки.