(12260—12311)
Бхишма сказал:
1. Затем тот царь Джанака вместе с советниками, Бхарата,
Со всеми обитательницами внутреннего чертога,
предшествуемый пурохитами-жрецами,
2. Выслав вперёд сиденья и разные самоцветы,
К сыну (своего) гуру приблизился, на голове неся дары, гостю.
3. Он предложил сиденье, самоцветами украшенное богато,
Очень мягкое, устланное превосходными коврами.
4. Царь из рук домашнего жреца (пурохита) его принял
И предложил сыну Кришны, Шуке, (тем) оказав высочайшую почесть.
5. Потом, когда опустился (на сиденье) сын гуру,
почтил его (царь) согласно уставу:
Предложил воду для омовения ног, корову
и превосходные дары передал гостю,
6. Тот почести, сопровождаемые мантрами, принял по уставу,
Превосходный брамин принял эту честь от Джанаки.
7. Корову и полагающиеся по уставу дары приняв от раджи,
О неизменном благополучии раджи расспросил пресветлый Шука,
8. Также о здоровье его домочадцев, о, владыка раджей.
По просьбе (Шуки) царь и его приближённые опустились на мягкие сиденья.
|
|
9. (Потомок) великого и благого рода, раджа, сидя на земле, сложив руки,
(Тот) царь о непреходящем благополучии расспросил сына Вьясы.
10. «Зачем ты пришел?» — так спросил земли охранитель.
Шука сказал:
11. Отец (мой) сказал: «Благо тебе; свободен, знает цель и основу Освобожденья
Князь Видехи, знаменитый Джанака, он хозяин
совершаемых мною жертвоприношений.
12. Отправляйся туда поскорее, если у тебя в сердце есть сомненье;
Разрешать нужно то, что смущает, тот царь разрешит твоё сомненье».
13. Итак, по указу отца тебя вопрошать сюда я прибыл.
На это, лучший из блюстителей долга (дхармы),
мне досконально соизволь ответить:
14. В чём суть Освобожденья? Как должен поступать брамин
для его достиженья?
Как оно здесь достигается: знанием или тапасом (умерщвлением плоти)?
Джанака сказал:
15. Как должен здесь поступать 'брамин, начиная с рожденья, об этом внемли:
Получив посвящение (от учителя), нужно, сынок, усердно изучать Веды,
16. Совершая тапас, почитая учителя, (жить) послушником, владыка,
Безропотно воздавать свой долг богам и предкам.
17. Выучив прилежно Веды, принеся учителю мзду (дакшину),
С его дозволенья да возвратится домой дваждырождённый;
18. Возвратясь, да живет хозяином, своей женой довольный\.
Безропотный, да хранит он огонь по уставу.
19. После рождения сыновей и внуков да поселится он отшельником в пуще,
Там по закону огонь почитая, да будет приветлив к гостю.
20. В лесу знающий дхарму да примет в себя огонь по уставу\.
Без противоречий, свободный от страсти,
да живёт он (по уставу) браминской ступени жизни.
Шука сказал:
21. Когда утвердится знание, его осуществление (виджнана),
|
|
и будут изгнаны надёжно
противоречия из сердца нужно ли тогда соблюдать
(закон) о трёх ступенях жизни?
22. Об этом я вопрошаю владыку, да благоволит разъяснить мне это владыка
сообразно сущности Вед скажи об этом, царь народа.
Джанака сказал:
23. Без знания и его осуществления не может быть Освобожденья\,
А без помощи гуру нельзя достичь познания, так считают.
24. Учителя — кормчим, а знание здесь кораблём называют.
Всё постигнув, Исполнив (всё), подлежащее совершенью, переправясь,
он может оставить и то и другое.
25. Чтобы не раскололся мир, чтобы не распалась карма,
Древние исполняли закон, заключающийся в четырех\ ступенях жизни.
26. Так, после многих рождений и дел постепенно,
Хорошие и дурные дела покинув, достигают того,
что здесь именуется Освобожденьем.
27. Кто многими делами, пройдя через многие лона в самсаре,
Достигает самоочищения, тот может освободиться на первой ступени жизни.
28. Мудрец, достигнув этого, видящий цель, освобождённый,
Стремящийся в Запредельное, не нуждается в трёх ступенях жизни.
29. Надо избегать постоянно из страсти и тьмы возникающих пороков;
Кто на пути ясности (саттвы) утвердился, тот в себе Атмана узрит.
30. Во всех существах себя и все существа в себе созерцая,
Он не загрязняется (внешним), как не намокает водяная птица.
31. Как птица, снизу (взлетая), достигает беспредельного в выси,
Так, покидая тело, освобождённый, свободный от противоречий,
достигает умиротворенья.
32. Выслушай, песнь, что некогда спел здесь раджа Яяти; Сынок,
её запоминают дваждырождённые, сведущие в законах Освобожденья.
33. В «Атмане свет, нигде больше, он во всех существах одинаков.
Себя самоё созерцать способно полностью самоуглублённое сознанье (четаса).
34. Тот, кого никто не боится и кто не боится никого другого,
Кто не желает, не ненавидит, тот вступает в Брахмо.
35. Кто ни в каком существе ничего нечистого не вызывает
Делом, словом, мыслью, тот вступает в Брахмо.
36. Кто приобщается Атману в сердце и устраняет ослепляющую зависть,
(Кто) покидает вожделенье, заблужденье, тот вкушает состояние Брахмо.
37. Кто, слушая ли, смотря ли, бывает равным
Ко всем существам, от двойственности свободный, (тот) вступает в Брахмо.
38. Кто на похвалу и порицанье одинаково взирает, на счастье— несчастье,
На золото, железо, приятное — неприятное, тот вступает в Брахмо;
39. Кто на целесообразное — нецелесообразное, на зной — холод,
На жизнь и смерть одинаково (смотрит), тот вступает в Брахмо.
40. Как выпущенные члены черепаха вновь вбирает,
Так и чувства втягивает манасом нищенствующий странник.
41. Как при светильнике видна окутанная тьмой одежда\,
Так при светильнике разума (буддхи) становится видим Атман».
42. Это все в тебе я вижу, лучший из мудрых; а также иные
Предметы познания тебе досконально известны; владыка,
43. Знаю, что ты преодолел (влеченье) к предметам чувств, брахмариши,
Благодаря милости твоего гуру и твоему стремлению к знанью.
44. По его\ же милости весьма труднодостижимым, великий муни,
Я обладаю этим дивным знанием, оттого и про тебя мне всё известно.
45. Превосходно твоё осуществление знания и путь превосходен,
Превосходно твоё величие, но ты об этом не знаешь\
46. Или по своей юности, или из-за сомнения, или из боязни\ не достичь
Освобожденья. Хотя ты уже достиг познания, но еще не пошел его дорогой.
47. Когда решительный, чистый, подобно мне, разрешит сомненья,
Освобождается от уз сердце, и он вступает на эту дорогу.
48. Владыка, ты преисполнен познания, стоек разумом, не жаден,
Без таких\ усилий нельзя достичь Запредельного Брахмо.
49. Для тебя нет счастья — несчастья, (у тебя) нет жадности к предметам,
Не возбуждается в тебе страсть, ты не находишь удовольствия в пении, пляске.
|
|
50. Родственными узами ты не связан, к страшному нет у тебя страха;
Я вижу: равны для тебя ком земли, золото, камень, о, причастный великой доле!
51. Я вижу, да и другие мудрецы (видят),
Что ты достиг негибельной, безболезненной, высочайшей дороги,
52. Каков здесь плод для брамина, какова цель Освобожденья,
Ты в этом наставлен, брамин, зачем еще тебе спрашивать нужно?
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 328 глава — Деяния Шуки.