(12608—12649)
Бхишма сказал:
1. Молвив такое слово, великий риши, превеликий подвижник Шука
пребывал в совершенстве, оставив четыре порока\,
2. Восьмиричную тьму покинув, он отбросил пятиричные страсти (раджас),
Затем он отбросил и саттву; это было как чудо!
3. Тогда в постоянном, бескачественном, лишённом признаков месте
Утвердился он в Брахмо, как бездымный огонь сияя.
4. (Падал) огненный дождь, стороны небосвода (вспыхнули) пожаром,
Задрожала земля в это мгновенье; это было как чудо!
5. С деревьев попадали ветви, с гор (покатились) утёсы;
Раскололись с грохотом хребты Химавата, как бы раздираясь;
6. Не пылал очистительный огонь, не сияло тысячелучистое (солнце),
Всколыхнулись моря, озёра, реки;
7. Пролил Васава дождём вкусную, благовонную воду,
Повеял дивный, душистый, чистый ветер.
8. С отрогами, высящимися дивно, чета Химават и Меру,
Сходящиеся две горы, белая и жёлтая, прекрасные,
словно из серебра и золота, Бхарата,
9. В сто йоджан шириной, длиной, высотою, —
На северной стороне сияли; он (это) видсл.
10. Затем с бестрепетным сердцем вознёсся Шука;
Тогда вершины обеих гор внезапно раздвоились;
11. То было как невиданное чудо, махараджа,
А меж двух отрогов гор он проследовал быстро:
12. Высочайшие горы ему не преграждали дороги;
И среди небожителей поднялся великий шум в небе;
13. (Восклицали) гандхарвы, риши, те, что пребывали на скалах,
Шуку, парящего между раздавшихся гор, увидев.
14. «Свят, свят!» — отовсюду такой возглас раздался Бхарата;
Боги, гандхарвы, риши его почтили,
15. Толпы ракшасов, якшей, видьядхаров (хранителей знанья) толпы;
Поднебесье внезапно наполнилось дивными цветами.
16. Шуки, совершив вознесенье, великий раджа, достигнул
Превознесенной, приятной Мандакини (небесного потока).
17. Праведный Шука увидел цветущие заросли деревьев,
В реке резвились апсары весёлой гурьбою;
18. На бесплотного Шуку, нагие, бесплотные, они взирали.
Отец, преисполненный нежности, узнав, что возносится (Шука),
19. Следовал позади за сыном, северным путём направляясь;
Шука же с восходящим ветром направлялся
восходящим путём в поднебесье;
20. И стал он Брахмо, являя своё превосходство,
А великий подвижник Вьяса избрал иной путь великой йоги.
21. В одно мгновение достиг он обители Шуки.
Как Шука прошёл, раздвоив вершину горы, он видел;
22. Когда восхваляли риши деяния его сына,
Возгласом «Шука!» его долго призывал Вьяса;
23. Отзвуки призывов отца наполнили три мира,
А Шука, став душою всего, вездесущим, всезрящим,
24. Праведный, возгласом «бхох!», далеко разносящимся, ответил;
Когда выкрикнул он «бхох!», тот односложный возглас,
25. Откликнулся весь преходящий мир, подвижный и неподвижный;
С тех пор и поныне, если выкрикнута призывный возглас,
26. В горных пещерах, на (горных) хребтах за Шуку,
как некогда, они отвечают.
Затем, показав свою власть, в существах исчез Шука;
27. Покинув (все) качества, звук и другие,
он в запредельную область вознёсся.
Увидев величие своего безмерно великолепного сына,
28. На выступ скалы опустился (Вьяса), размышляя о сыне.
Тогда на берегу Мандакини вереницы апсар игривых
29. Всполошились от прихода того риши, потеряв рассудок;
Одни влились в воду, за кусты укрылись другие;
30. Иные, заметив того превосходного муни, схватили одежды.
Муни Вьяса поняв, что его сын свободен,
31. Он же сам связан, был доволен и вместе с тем пристыжен.
Тогда бог, окруженный гандхарвами, сонмами ришей чтимый,
32. Приблизился держащий в руке Пинаку владыка Шанкара.
Сперва ободрив (знаком), Махадэва такое слово молвил
33. Двайпаяне Кришне, обуянному горем-печалью о сыне;
«Подобного силой огню, воде, воздуху поднебесью,
34. Такого сына ты у меня просил когда-то;
Затем с такими признаками (у тебя) родился (сын)
силой твоего умерщвления плоти
35. И по моей милости — чистый, обладающий силой Брахмо;
Высшего пути он достигнул, труднодостижимого
для непобедившего чувства
36. И даже для богов; что же ты о нем горюешь, певец-риши?
Пока плещут моря, пока стоят горы,
37. Дотоль не погибнет слава твоя и твоего сына.
Отсвет, подобие твоего сына, всегда и везде, непреложно
38. Ты будешь по моей милости видеть в этом мире, великий муни!»
Водимый самим владыкой Рудрой, Бхарата,
39. Созерцая отсвет (сына), многовозрадованный,
возвратился к себе тот муни.
Так о рожденье, также о пути Шуки, тур-Бхарата,
40. Как ты просил, -я поведал тебе подробно;
Некогда мне то рассказывал божественный риши Нарада, раджа,
41. Также в беседах великий йогин Вьяса, от слова до слова.
Эту чистую быль, касающуюся Основы Освобожденья (Мокшадхармы),
42. Если усвоит стремящийся к покою, то пойдет путём Запредельным.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 335 глава — Бегство Шуки.