Тема VII. Основные этапы изучения художественного произведения на уроках литературы

Вступительные занятия (подготовка к восприятию). Функция вступительных занятий. Создание установки на чтение. Общая ориентация учащихся в объёме и характере предстоящей работы, «вхождение в текст. Формы вступительного занятия. Влияние родовой специфики литературного произведения на характер и содержание вступительного занятия.

Чтение произведений и ориентировочные занятия. Чтение, анализ, художественная интерпретация произведения как взаимосвязанные виды учебной деятельности школьников, организация чтения, виды чтения.

Подготовка к анализу. Работа по углублению первоначального восприятия, по усвоению литературного произведения. Функции этого этапа изучения. Создание установки на анализ.

Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Литературоведческая концепция – основа анализа литературного произведения в школе. Единство принципов литературоведческого и школьного анализа. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объёму и средствам изучения литературных текстов. Преодоление возможных расхождений читательского восприятия и авторской позиции в процессе школьного анализа. Педагогическая направленность, избирательность, вариативность, целостность и проблемность как основные свойства школьного анализа. Формирование читательской культуры и читательских умений в процессе анализа.

Пути анализа литературного произведения. Соответствие путей, методов и приёмов анализа природе произведения, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия, родовой и жанровой природе произведения, педагогическим задачам учителя.

Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий учащимся. Стимулирование творческого воображения и самостоятельного мышления учеников-читателей.

Углубление и обогащение читательского восприятия в ходе анализа.

Заключительные занятия по изучению литературного произведения

Итоговый характер заданий. Воссоздание целостности восприятия текста. Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных обобщений.

Творческие работы учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: