Вступительные занятия (подготовка к восприятию). Функция вступительных занятий. Создание установки на чтение. Общая ориентация учащихся в объёме и характере предстоящей работы, «вхождение в текст. Формы вступительного занятия. Влияние родовой специфики литературного произведения на характер и содержание вступительного занятия.
Чтение произведений и ориентировочные занятия. Чтение, анализ, художественная интерпретация произведения как взаимосвязанные виды учебной деятельности школьников, организация чтения, виды чтения.
Подготовка к анализу. Работа по углублению первоначального восприятия, по усвоению литературного произведения. Функции этого этапа изучения. Создание установки на анализ.
Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Литературоведческая концепция – основа анализа литературного произведения в школе. Единство принципов литературоведческого и школьного анализа. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объёму и средствам изучения литературных текстов. Преодоление возможных расхождений читательского восприятия и авторской позиции в процессе школьного анализа. Педагогическая направленность, избирательность, вариативность, целостность и проблемность как основные свойства школьного анализа. Формирование читательской культуры и читательских умений в процессе анализа.
|
|
Пути анализа литературного произведения. Соответствие путей, методов и приёмов анализа природе произведения, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия, родовой и жанровой природе произведения, педагогическим задачам учителя.
Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий учащимся. Стимулирование творческого воображения и самостоятельного мышления учеников-читателей.
Углубление и обогащение читательского восприятия в ходе анализа.
Заключительные занятия по изучению литературного произведения
Итоговый характер заданий. Воссоздание целостности восприятия текста. Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных обобщений.
Творческие работы учащихся.