Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности

1. Семья - первичная сфера духовно — нравственного формирования личности подростка, одна из важнейших, сложных и актуальных проблем современности, без решения которой невозможен дальнейший прогресс нашего общества, так как в динамике последних лет масштабы бездуховности, падения нравственности как семьи, так и общества в целом, приняли размеры, угрожающие социальной безопасности. Это выражается в дезорганизации семьи, в невыполнении супругами обязанностей по отношению к детям, качественной деформации роли и места женщины в семье, росте устойчивых и порой неразрешимых семейных конфликтов, характеризующихся отсутствием согласованности, снижением воспитательного потенциала, процветанием безнравственности.
2. Семья - величайшая общечеловеческая ценность. Наличные условия жизни, результаты трансформации российского общества, повлиявшие на снижение уровня духовности и нравственности, а также формы социальной адаптации подростков радикально видоизменяют систему ценностных
ориентации личности, определяют основные виды ее поведения, что и делает семью основной социальной и моральной ценностью. Трансформация основных ценностей современной молодёжи в значительной мере обусловлена как негативными тенденциями общественного развития, так и деформациями семейного образа жизни, снижением престижа семьи.
3.Противоречивость, конфликтность, духовная обедненность семейных отношений, активными участниками которых всегда являются подростки, формируют у них такую систему отрицательных субъективных установок, которая нарушает нормальный процесс рационального сознания и интериоризации духовно-нравственных ценностей в жизненную потребность. В неблагополучной семейной среде как бы утрачивается нравственный смысл человеческого бытия и рушатся духовные основы личности.
4. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействия и взаимоотношения в диаде «родитель-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у подростка позитивного «образа семьи». Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости, соогорчения), что представляется важным для становления положительного образа семьи.
5. Семья является «естественной культурной средой» подростка. Она дает ему представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и духовно-нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь. Очевидной становится необходимость повышения эффективности функционирования семьи как первичной ячейки общества и социального феномена, где с детства закладываются основы становления и дальнейшего развития личности.
6. Важнейшим условием эффективности духовно-нравственного становления подростка является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность. Принимая во внимание кризисную ситуацию в социально-экономической сфере, ограниченность возможностей государства в решении ряда насущных социальных проблем в отношении семьи, можно предположить, что проблема духовно-нравственного воспитания подростков будет и в дальнейшем оставаться одной их наиболее сложных и актуальных в социальной политике российского государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: