Тема 1. Понятие муниципальной службы. Правовое
Регулирование и основные принципы муниципальной службы
План лекции
1. Понятие муниципальной службы.
2. Сравнительная характеристика муниципальной и государственной гражданской службы.
3. Правовые основы муниципальной службы.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Впервые тема соотношения государственной и муниципальной службы была затронута в Федеральной программе реформирования государственной службы Российской Федерации на 2003-2005 годы.
Были определены основные проблемы:
неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
отток квалифицированных кадров муниципальной службы в предпринимательские структуры.
В программе была поставлена задача создания правовой базы способной обеспечить:
единый подход к правовому регулированию и организации государственной и муниципальной службы;
совершенствование системы оплаты труда муниципальных служащих.
Поставленные программой задачи были реализованы Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статья 7 которого устанавливает взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы.
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы закреплена статьей 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьей 5 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации». Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Муниципальная служба как профессиональная деятельность представляет собой совокупность социально значимых действий, осуществляемых с помощью различных средств для достижения определенного результата.
Правовые основы муниципальной службы составляют конституционные основы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Уставы муниципальных образований и локальные нормативные правовые акты.
Основы правового регулирования муниципальной службы Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации.
В статье 4 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» установлено, что муниципальная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Это означает, что в своей деятельности муниципальные служащие обязаны соблюдать Конституцию РФ, обеспечивать реализацию прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией РФ.
Для муниципальной службы важнейшими являются следующие положения Конституции РФ:
а) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
б) местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций;
в) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
г) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;
д) установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации;
е) государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах местного самоуправления республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Конституции Республики Башкортостан «Граждане имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе».
Правовую основу муниципальной службы в Республике Башкортостан составляют семь законов:
1. Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2007 года № 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан»
2. Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года № 257-з «О предельных нормативах оплаты труда в органах местного самоуправления в Республике Башкортостан»
3.Закон Республики Башкортостан от 4 февраля 2003 № 459-з «О порядке проведения аттестации, квалификационного экзамена и присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим в Республике Башкортостан»;
4. Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года № 259-з «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан»;
5. Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2004 № 87-з «О Перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан»;
6. Закон Республики Башкортостан от 3 июня 2004 № 82-з «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан»
7. Закон Республики Башкортостан от 28 марта 2006 года № 288-з «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан».
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
План семинарского занятия по теме:
«Понятие муниципальной службы. Правовое регулирование и