Тема 2. Социальный и правовой статус муниципального служащего

План лекции

1. Определение понятия «муниципальный служащий». Понятие социально-правового статуса муниципального служащего.

2. Основные права и обязанности муниципального служащего.

3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Ответственность муниципального служащего.

4. Экономическое обеспечение и гарантии муниципального служащего.

5. Анализ состояния кадрового корпуса муниципальной службы. Муниципальные служащие как социально-профессиональная группа.

Муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Социально-правовой статус служащего – это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.

Основу социально-правового статуса муниципального служащего составляют семь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, социальную защищенность (экономическое обеспечение) и гарантии.

Основы правового статуса муниципального служащего закреплены главой 3 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Основным элементом правового статуса муниципального служащего являются права и обязанности.

Права и обязанности муниципального служащего можно подразделить на общие и специальные. Общие права и обязанности свойственны всем служащим и установлены Федеральным законом. Специальные права и обязанности устанавливаются исходя из круга полномочий по каждой конкретной должности и закрепляются в должностной инструкции муниципального служащего.

Ограничения, связанные с муниципальной службой, устанавливаются при приеме на муниципальную службу и распространяются на муниципального служащего в период прохождения службы.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу и не может находиться на муниципальной службе в случае:

· признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

· отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

· наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения;

· близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

· прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

· наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

· представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

· непредоставления установленных Федеральным законом сведений или предоставление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Запреты, связанные с муниципальной службой, распространяются на муниципального служащего в период прохождения службы.

В состав мер должного и возможного поведения муниципального служащего включается ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, запретов и требований. Различают четыре вида ответственности:

1) дисциплинарную;

2) административную;

3) материальную;

4) уголовную.

Права и обязанности муниципального служащего только тогда имеют социальный смысл и значимость, если они обеспечены экономическими и правовыми гарантиями.

Основные гарантии муниципального служащего установлены главой 6 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Законами субъектов Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

По данным субъектов Российской Федерации, на 1 ноября 2007 года в Российской Федерации к категории «муниципальные служащие» относятся 328,3 тыс. человек, в Приволжском федеральном округе, в состав которого входит Республики Башкортостан, количество муниципальных служащих составляет 72,4 тыс. чел.

Все элементы профессии должны воплощаться в концептуальную модель служащего. В них одновременно отображаются и качества профессии, и качества служащего как специалиста, и условия его деятельности в составе социально-профессиональной группы. Подход к профессионализму в труде различен в зависимости от содержания труда в разных сферах и профессиях. В свою очередь и профессионализм служащего можно оценивать с разных сторон и для достижения конкретных целей. Социологический подход оценивает способности служащего с позиций его характеристики коллегами, населением, его возможности обеспечивать социальную направленность своей деятельности.

План семинарского занятия по теме:

«Социальный и правовой статус муниципального служащего»

1. Понятие «муниципальный служащий». Муниципальные служащие как социально-профессиональная группа.

2. Основные права и обязанности муниципального служащего.

3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Ответственность муниципального служащего.

4. Экономическое обеспечение и гарантии муниципального служащего.

5. Анализ состояния кадрового корпуса муниципальной службы.

Литература к семинарскому занятию:

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. - 05.03.2007. - № 10. - ст. 1152.

2. Закон Республики Башкортостан от 16.07.2007 № 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» //«Республика Башкортостан», 30.07.2007.

3. Волкова, В. В. О юридической ответственности муниципальных служащих / В. В. Волкова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - № 1. – С.21-22.

4. Кабашов, С. Ю. Организация муниципальной службы: учебное пособие /С. Ю. Кабашов. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2007. – 448 с.

5. Козбаненко, В. А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное / В. А. Козбаненко // Государство и право. – 2003. - № 1.

6. Рысаев, И. Ш. Муниципальная кадровая политика в условиях реформы местного самоуправления / И. Ш. Рысаев, С. Г. Заборовская // Экономика и управление. - 2007. - № 4.

7. Шамарова, Г. М. Ответственность муниципального служащего: проблемы правового регулирования / Г. М. Шамарова // Трудовое право. – 2007. - № 12. – С. 35-44.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: