Содержание муниципально-правовых отношений

Муниципально-правовые отношения отличаются от неправовых общественных связей в области местного самоуправления своим содержанием, наличием юридических прав и обязанностей, в соответствии с которыми субъекты правоотношений осуществляют свое поведение.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников), возникающие в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, например, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах материального и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется нормами процессуальными23.

Содержание муниципально-правового отношения едино, но не одномерно; оно имеет сложную структуру. Разграничение в правоотношении юридического и материального позволяет понять механизм воздействия права на общественную жизнь. Если материальное содержание неразрывно связывает правоотношение с реальностью, фактическими социальными процессами, то юридическое содержание служит правовым средством обеспечения и формирования материального содержания. Субъективные права и юридические обязанности как содержание муниципально-правовых отношений являются равными и взаимозависимыми категориями, которые в рамках конкретных правовых отношений строго соответствуют друг другу.

Конституция РФ выделяет местное самоуправление в самостоятельную негосударственную структуру управления. Эта конституционная новелла ставит законодателя и органы местного самоуправления перед необходимостью определения круга общественных отношений, которые подпадают под юрисдикцию данных органов. Следовательно, устанавливая компетенцию местного самоуправления, законодатель передает часть полномочий государственных органов органам местного самоуправления24. Поэтому чрезвычайно важно разумно подойти к решению данной проблемы.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление должно обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Очевидно, что второе производно от первого: объем муниципальной собственности, находящейся во владении муниципальных сообществ, произведен от круга вопросов местного значения, решаемых муниципальными образованиями.

Местное самоуправление – это также деятельность местных сообществ и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В части 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»25 конституционное положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, дополнено императивным указанием на то, что местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Иными словами, это не право, а обязанность местных сообществ, что вытекает и из характеристики местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления.

Местная (муниципальная) власть является ближайшим к гражданину уровнем публичной власти. При этом население даже по своей воле не вправе упразднять местное самоуправление. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г.26 указал, что и само муниципальное образование, и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основе Конституции и закона, а не волеизъявления населения муниципального образования. Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения ряда законов Курской области, в которых предусматривалась возможность для населения муниципального образования посредством проведения референдума отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления, поскольку тем самым допускалось прекращение осуществления местного самоуправления на территории субъекта РФ.

Местное самоуправление, будучи властью, создаваемой населением муниципальных образований из людей, знающих все нюансы проблем своей территории, подотчетной населению, действующей в буквальном смысле на глазах своих избирателей, объективно является наилучшей властью с точки зрения способности решения вопросов местного значения в формах, экономически наиболее эффективных в конкретных условиях каждого муниципального образования27.

Однако существует мнение о том, что ключевым моментом в содержании местного самоуправления является реализация публично-властных полномочий, что считается прерогативой государственной власти. В силу этого местное самоуправление – наиболее приближенный к гражданам нижний уровень государственной власти. Организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти носит формально-декларативный характер и направлено на расширения возможностей адаптации государственных структур к насущным проблемам населения.

Как и любые правоотношения, муниципально-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определенных юридических фактов (события, действия, бездействие). Таким образом, предпосылками муниципально-правовых отношений являются нормы права, юридические факты и правосубъектность (правоспособность и дееспособность) субъектов муниципально-правовых отношений. Только при наличии всех трех предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: