Полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи, а также жилищно-коммунальной сфере

Градостроительная деятельность - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений. По вопросам градостроительной деятельности принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Общественные интересы в области градостроительной деятельности - это интересы населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований в обеспечении благоприятных условий проживания, ограничения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду градостроительными средствами, улучшения экологической обстановки, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранения территорий объектов историко-культурного и природного наследия. В случае, если градостроительная деятельность противоречит общественным интересам, такая деятельность может быть прекращена.

Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса к числу объектов градостроительной деятельности относятся территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований, объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях. Для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация. В соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:

1. принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;

2. утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, за исключением утверждения градостроительной документации, предусмотренной абзацем четвертым настоящего пункта, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;

3. разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении;

4. организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований;

5. принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности и т. д.

Полномочия органов местного самоуправления в области транспорта и связи регламентируются Градостроительным и Земельным кодексами РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1. размещения железнодорожных путей;

2. размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3. установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:

1. размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

2. размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

3. установления полос отвода автомобильных дорог.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1. размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2. размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3. выделения береговой полосы.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1. размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2. размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

3. установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения регламентированы ЖК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к числу местных вопросов содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

В задачи органов государственной власти входят разработка и принятие жилищного законодательства нового поколения (на уровне РФ, субъектов РФ).

Основными направлениями жилищно-коммунальной реформы являются:

1. совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

2. переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;

3. совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

4. совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение системы льгот.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:

1. организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;

2. распределяют муниципальный жилищный фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

3. осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения;

4. устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.

В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления в сфере торгового обслуживания населения уполномочены:

1. рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав и свобод;

2. анализировать договоры, заключаемые продавцами с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

3. обращаться в суды за защитой прав потребителей.

59. Полномочия органов местного самоуправления в социально- культурной сфере, а также с сфере образования.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций или объединений). Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми уставами этих учреждений.

Органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об образовании» ответственны за получение гражданами обязательного основного общего образования, за ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципальных образований и находящихся в ведении органов местного самоуправления. Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законами субъектов РФ.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1. планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием;

2. формирование местных бюджетов в части расходов на образование, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3. обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и иные полномочия.

В сфере социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:

1. осуществляют управление всеми находящимися в ведении муниципального образования учреждениями культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями;

2. обеспечивают материально-техническое обслуживание указанных учреждений;

3. назначают и освобождают от должности руководителей указанных учреждений;

4. организуют на территории муниципального образования работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения;

5. создают и охраняют объекты социально-культурного, физкультурно-оздоровительного назначения;

6. формируют местные бюджеты и фонды развития культуры;

7. осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию организаций культуры и спорта;

8. осуществляют строительство зданий, сооружений муниципальных организаций, обустройство прилегающих территорий и иные полномочия.

Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны и насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости.

60. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Важно. Не поленитесь, прочитайте. Кто ленится – может прочесть только первую страницу этого ответа. Я хз,нужно ли будет отвечать по другим страницам, потому и оставил

В основе деятельности органов местного самоуправления в данной области лежат положения Конституция Российской Федерации, обязывающие органы местного самоуправления: во-первых, соблюдать не только ее требования, но и требования законов (ч. 2 ст. 15), во-вторых, осуществлять охрану общественного порядка (ч. 1 ст. 132).

Особенностью данной группы полномочий является то, что все они носят ярко выраженный государственный характер, поскольку в различных сферах обеспечения охраны общественного порядка и различных видов безопасности органы местного самоуправления обязаны проводить единую, централизованную государственную политику и действовать в рамках своих полномочий, определяемых в Конституции и федеральном законодательстве.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделяет полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности и охраны жизни и здоровья жителей муниципального образования на две группы: во-первых, те из них, которыми наделяются органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований; во-вторых, которые находятся в исключительной компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

К первой группе Закон относит такого рода полномочия органов местного самоуправления по:

— участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципальных образований;

— обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

— организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования;

— осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами данных субъектов Российской Федерации.

Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения осуществляется в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» о том, что вопросы органи-зационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — законами указанных субъектов Российской Федерации. Кроме того, этот Закон в статье 38 предусматривает ответственность, в том числе руководителей органов местного самоуправления, за нарушение требований пожарной безопасности.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в сфере, связанной с осуществлением органами местного самоуправления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наделяет указанные органы полномочиями по:

• проведению мероприятий по гражданской обороне, разработке и реализации планов гражданской обороны и защиты населения;

• проведению подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

• проведению мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• проведению первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

• созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Деятельность органов местного самоуправления по созданию, содержанию и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в частности, о том, что указанные службы и формирования составляют основу сил и средств постоянной готовности данной системы.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют в том числе создающие их органы местного самоуправления. На муниципальном уровне органами повседневного управления единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования должны быть оснащены специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.

К числу полномочий органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования, Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» относит их полномочия по:

• организации и обеспечению через соответствующие органы мобилизационной подготовки и мобилизации;

• руководству мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

• обеспечению исполнения требований федеральных и региональных нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

• разработке мобилизационных планов;

• проведению мероприятий по мобилизационной подготовке экономики муниципальных образований;

• заключению договоров (контрактов) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации муниципальных образований;

• проведению мероприятия по переводу экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени при объявлении мобилизации и т.д.

Деятельность органов местного самоуправления по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно привести постановление правительства Москвы от 15 марта /2005 г. № 138Л1П «Об организации летнего отдыха и обеспечении безопасности населения на водоемах города Москвы в 2005 году».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: