Тема 1.5. Теория научного познания

Что такое наука?

Какова структура научного знания?

Каковы функции научного познания?

Каковы основные характеристики научного знания?

Какие концепции развития научного знания сущетсвуют?

В чем отличия классической и постклассической науки?

Вариант вопросов итогового компьютерного тестирования по модулю 1

(10 баллов при оценке «зачет». Тест оценивается зачетом, если количество правильных ответов 60%)

1) Сократовский метод «майевтика» имеет своим первообразом… (Выберите правильный ответ).

гончарное искусство

военное искусство

повивальное искусство

ораторское искусство

Ответ: 3

2) Укажите, что из перечисленного не является характерными особенностями перводвигателя, согласно Аристотелю.

1. вечность

2. бестелесность

3. подвижность

4. неподвижность

5. материальность

Ответ: 3 и 4

3) Истина, согласно средневековой философии дается… (Выберите правильный ответ).

1. в чувственном опыте

2. в общественной практике

3. в откровении

4. в интеллектуальной интуиции

Ответ: 3

4) Кто из перечисленных ниже философов разработал систему абсолютного идеализма?

1. Демокрит

2. Б. Спиноза

3. Р. Декарт

4. И. Кант

5. А. Шопенгауэр

6. К. Маркс

7. Г.В.Ф. Гегель

8. К. Ясперс

Ответ: 7

5) «Модус», согласно Б. Спинозе, объявляется… (Выберите правильный ответ).

1. конечным источником субстанции

2. основным атрибутом субстанции

3. конкретным состоянием субстанции

4. независимой от субстанции сущностью

Ответ: 3

6) Какое из указанных ниже философских течений характеризует принадлежащее Дж. Беркли «Существовать – значит быть в восприятии»?

1. метафизический материализм

2. объективный идеализм

3. диалектический материализм

4. субъективный идеализм

5. иррационализм

Ответ: 4

7)Кто из нижеследующих философов при разработке своей философской системы исходил из принципа тождества бытия и мышления?

1. Аристотель

2. К. Маркс

3. Парменид

4. Ф. Ницше

5. Г.В.Ф. Гегель

6. Дж. Локк

Ответ: 3 и 5

8) В какой из перечисленных ниже систем движение понимается как способ существования материи, как ее атрибут?

1. Абсолютный идеализм Гегеля

2. Трансцендентальная философия И. Канта

3. Диалектический материализм К. Маркса

4. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера

5. Субстанциальный дуализм Р. Декарта

Ответ: 3

9) Кому из философов XIX века принадлежит высказывание «… Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова…»

Ответ: Фридрих Ницше

10) Считал ли Ф. Бэкон человеческий разум основным источником наших знаний?

Ответ: Нет

11) Что из перечисленного ниже Ф. Бэкон считал необходимым развития научного знания?

1. Избавление от «идолов» присущих человеческому разуму

2. Овладение методом опытного познания

3. Строгое следование философии Аристотеля

4. Строгое следование схоластическому методу

5. Тщательное изучение Библии

6. Обязательное применение принципов диалектики

7. Установление социального равенства между людьми

Ответ: 1 и 2

12) Что из перечисленного ниже Демокрит утверждал в качестве первоначал всего сущего?

1. атомы

2. пустота

3. числа

4. апейрон

5. огонь-логос

6. ум-перводвигатель

Ответ: 1 и 2

13) Укажите, чем из перечисленного ниже различаются между собой атомы в учении Демокрита.

1. формой

2. поворотом

3. положением

4. массой

5. плотностью

6. скоростью движения

Ответ: 1,2,3

14) Укажите, что нового вносит Эпикур в учение об атомах по сравнению с учением Демокрита.

1. Идею о спонтанном, самопроизвольном отклонении атомов.

2. Идею о возможности саморазрушения атомов.

3. Идею о сотворении атомов Богом

4. Идею о взаимопроникновении атомов и пустоты

5. Идею о происхождении атомов из первоматерии

Ответ: 1

15) Укажите, что из перечисленного ниже принципиально отличает миф от философии.

1. Миф основывается на чувственном (эмоциональном) образе, философия основана на понятии.

2. Мифосознание было присуще древним людям, философия – это мировоззрение современного человека.

3. Миф предполагает существование бога, а философия склоняется к атеизму.

4. Философия регулирует социальную жизнь людей, миф определяет только личную жизнь человека.

5. Философия объясняет происхождение мира, миф не содержит таких объяснений.

Ответ: 1

16) К каким двум видам причин сущего сводимы четыре причины, указанные Аристотелем?

Ответ: материя и форма

17) Что из перечисленного относится к разделу философии?

1. валеология

2. гносеология

3. политология

4. этимология

5. эсхатология

Ответ: 2.

18) Кто, из перечисленных ниже философов, считается материалистом?

1. Платон

2. Аристотель

3. Парменид

4. Демокрит

5. Эпикур

Ответ: 5

19) Укажите, что из перечисленного является основой достоверности согласно Р. Декарту.

1. мышление человека (субъекта)

2. чувственное восприятие

3. социальная практика

4. Божественное откровение

Ответ: 1

20) Укажите, что из перечисленного является предметом метафизики согласно Аристотелю.

1. сверхчувственные причины (начала) бытия

2. принципы построения наилучшего государства

3. способы достижения блага

4. законы и правила познания

Ответ: 1.

Вариант контрольной работы по модулю №1 аудиторного контроля знаний

Представьте краткие ответы на следующие вопросы:

1) Что общее присутствует в гносеологических воззрениях Гераклита и представителей школы элеатов?

2) Почему, согласно Аристотелю, из четырех первопричин, можно в итоге рассматривать только две: «материю» и «форму»?

3) Какие основные принципы характерны для средневековой христианской онтологии?

4) Что такое пантеизм?

5) Что такое материя согласно диалектическому материализму?

Ответы:

1) Согласно Гераклиту и элеатам истина доступна только разуму, а чувственное познание вводит человека в заблуждение.

2) Согласно Аристотелю, «ум-перводвигатель» является первой причиной и целевой причиной, кроме того, он являет собой форму форм. Поэтому целевая, причиняющая и формальная причины в совпадают в уме-перводвигателе.

3) К основным принципам средневековой христианской онтологии могут быть отнесены следующие: 1) теоцентризм, 2) креационизм, 3) провиденциализм.

4) Пантеизм – это отождествление бога и природы.

5) Согласно диалектическому материализму, материя - это объективная реальность.

Расчет баллов по первому модулю:

п/п Форма контроля Максимальное количество баллов
  Присутствие на семинарских занятиях + активная работа на семинарских занятиях +текущий контроль знаний в аудитории (мини-контрольные) Присутствие на занятии -1 балл (4х1=4) Активная работа – 2 балла (4х2=8)[1] Правильно выполненное задание текущего контроля - 1 балла (5х1=5) Итого: 17 баллов
  Проверочная работа в аудитории Одна работа - 10 баллов. Итого: 10
  Личностные качества: Максимальной количество баллов за личностные качества может быть начислено студенту при обязательном выполнении следующих условий: 1) обязательное присутствие на всех семинарских занятиях и готовность к ним; 2) своевременная (в течение недели) отработка семинарских занятий, пропущенных по уважительной причине; 3) активная работа на всех семинарских занятиях. Кроме того, преподаватель при начислении баллов за личностные качества может учитывать сообщения, подготовленные студентами к семинарским занятиям 5 баллов
  Итоговое компьютерное тестирование по всем темам модуля Один тест: 10 баллов
  Итого 42 балла

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: