Выполняя контрольную работу по модулю, студент должен представить краткие ответы на сформулированные вопросы.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Итого: максимум 10 баллов
Количество баллов может быть снижено, если ответ не является правильным, полным или студент некорректно применяет философскую терминологию.
Модуль 2 Основы философской антропологии и социальной философии
Контрольные вопросы для самопроверки
Тема 2.1. Проблема человека в философии
Контрольные вопросы для самопроверки
Тема 2:
Контрольные вопросы для самопроверки
Тема 3:
Контрольные вопросы для самопроверки
Тема 4:
Вариант итогового компьютерного тестирования по модулю 2
(10 баллов при оценке «зачет» Тест оценивается зачетом, если количество правильных ответов 60%)
1)Из представленного ниже списка укажите тех философов, которые рассматривают человека с позиций космоцентризма.
1. И. Кант
2. Р. Декарт
3. Гераклит
4. Анаксимандр
5. Ж.-П. Сартр
Ответ: 2 и 3.
2) Укажите, что из ниже перечисленного характерно для ранних греческих натурфилософов
1. осмысление природных процессов по аналогии с эстетическими и нравственными нормами
2. четкое разграничение мира природы и мира культуры
3. утверждение дуализма души и тела человека
5. учение об автономии воли человека
Ответ: 1.
3) Относительно вопроса о бессмертии души Аристотель придерживался следующего мнения (выберите из перечисленного):
1. Душа человека является бессмертной
2. Душа человека погибает вместе с телом
3. Бессмертной является лишь разумная часть души
Ответ: 3.
4) Укажите из перечисленного ниже, как называется этическая доктрина, согласно которой высшим благом признается счастье.
эвдемонизм
утилитаризм
гедонизм
волюнтаризм
оптимизм
Ответ: 1.
5) Укажите название античной философской школы, этическая доктрина которой может быть резюмирована следующим принципом: «Не знаю, но живу сообразно традиции, обычаю или здравому смыслу».
Ответ: скептики
6) Укажите, что согласно стоикам, является главным источником страданий или несчастий человека.
Ответ: аффекты или страсти
7) Относительно проблемы свободы воли Фома Аквинский придерживался следующей точки зрения…. (Выберите правильный ответ из перечисленных ниже.)
1. Воля человека свободна в той степени, в какой она движется к цели не внешними предметами, а самим Богом. Но Бог движет волю не необходимым образом.
2. Человек обладает свободой воли и потому может самостоятельно достичь спасения.
3. Воля абсолютно несвободна. Все в жизни человека, в том числе и спасение, изначально предопределено Богом.
4. Свобода воли – это разумное, понимающее подчинение космической необходимости.
Ответ: 1.
8) Укажите, кто из христианских мыслителей эпохи патристики написал свою «Исповедь», впервые осуществив в европейской философской литературе личностный самоанализ.
1. Иероним
2. Боэций
3. Аврелий Августин
4. Франсуа Рабле
5. Иоанн Дамаскин
6. Фома Аквинский
7. Пьер Абеляр
Ответ: 3.
9) Назовите эпоху, философские взгляды которой характеризуются следующие основными чертами: пантеизм, антропоцентризм, эстетизм, культ художника-творца.
Ответ: Возрождение и Ренессанс
10) Укажите, как понимает свободу человека Дж. Локк?
1. Свобода - это способность действовать сообразно с желанием или выбором.
2. Свобода - это познанная необходимость.
3. Свобода - это отсутствие внешних препятствий для действий людей.
4. Свобода – это возможность действовать сообразно с долгом.
Ответ: 1.
11) Укажите, какой поступок может быть назван безусловно моральным с точки зрения этического учения И. Канта.
1. Поступок, не противоречащий юридическим нормам
2. Поступок, совершенный из чувства симпатии (любви к ближнему)
3. Поступок, приносящий максимальную пользу наибольшему количеству людей
4. Поступок, обусловленный долгом
Ответ: 4
12) Укажите, что есть свобода согласно Гегелю?
1. Свобода – это субстанция духа.
2. Свобода – это возможность выбора между добром и злом.
3. Свобода – это пустое понятие, порожденное заблуждением человеческого разума.
4. Свобода – это сущность Мировой воли.
Ответ: 1.
13) Укажите, в чем суть процесса отчуждения по К. Марксу?
1. Отчуждение – это утрата человеком социальной сущности.
2. Отчуждение – это утрата человеком собственной индивидуальности.
3. Отчуждение – это утрата человеком свободы.
4. Отчуждение – это лишение человека основных гражданских прав.
Ответ: 1.
14) Укажите, чем является экзистенция, согласно К. Ясперсу.
Ответ: свобода
15) Какое философское направление полагает, что тревога, страх, заброшенность являются основными составляющими человеческого существования?
Ответ: экзистенциализм
16) Укажите, что из перечисленного входит в состав производительных сил.
1. субъект и предмет (объект) деятельности
3. цели, мотивы и программы деятельности
4. отношения распределения продукта
5. система потребления продукта
Ответ: 1, 2, 3.
17) Как известно, К. Маркс выделил в истории общества пять общественно-экономических формаций. Это - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, коммунистическая и …. Укажите пропущенную в приведенном списке.
Ответ: капиталистическая
18) Укажите, что из перечисленного, по Тойнби, является атрибутивными признаками цивилизации?
1. письменность
2. город
3. монументальная архитектура
4. музыка
6. наука
7. философия
8. Живопись
Ответ: 1, 2, 3.
19) Укажите, как называется конкретный вид общества в концепции «философии истории» А. Тойнби.
Ответ: цивилизация
20) Укажите, кто из перечисленных ниже философов считал, что цивилизованный образ жизни портит человека, а науки и искусства являются одним из основных источников человеческих бед.
1. Т. Гоббс
2. Дж. Локк
3. Ж.-Ж. Руссо
4. Б. Спиноза
5. Р. Декарт
Ответ: 3
Вариант контрольной работы по модулю № 2.
Вариант работы текущего аудиторного контроля знаний по второму модулю.
Расчет баллов по второму модулю:
Расчет баллов по первому модулю:
| п/п | Форма контроля | Максимальное количество баллов |
| Присутствие на семинарских занятиях + активная работа на семинарских занятиях +текущий контроль знаний в аудитории (мини-контрольные) | Присутствие на занятии -1 балл (4х1=4) Активная работа – 2 балла (4х2=8)[2] Правильно выполненное задание текущего контроля - 1 балла (5х1=5) Итого: 17 баллов | |
| Проверочная работа в аудитории | Одна работа - 10 баллов. Итого: 10 | |
| Личностные качества: Максимальной количество баллов за личностные качества может быть начислено студенту при обязательном выполнении следующих условий: 1) обязательное присутствие на всех семинарских занятиях и готовность к ним; 2) своевременная (в течение недели) отработка семинарских занятий, пропущенных по уважительной причине; 3) активная работа на всех семинарских занятиях. Кроме того, преподаватель при начислении баллов за личностные качества может учитывать сообщения, подготовленные студентами к семинарским занятиям | 5 баллов | |
| Итоговое компьютерное тестирование по всем темам модуля | Один тест: 10 баллов | |
| Итого | 42 балла |
| п/п | Форма контроля | Максимальное количество баллов |
| Присутствие на семинарских занятиях + активная работа на семинарских занятиях +текущий контроль знаний в аудитории (мини-контрольные) | Присутствие на занятии – 0,5 балла (4х0,5=2) Активная работа – 1,5 балла (4х1,5=6)[3] Правильно выполненное задание текущего контроля - 1 балла (4х0,5=2) Итого: 10 баллов | |
| Проверочная работа в аудитории | Одна работа - 13 баллов. Итого: 13 | |
| Личностные качества: Максимальной количество баллов за личностные качества может быть начислено студенту при обязательном выполнении следующих условий: 1) обязательное присутствие на всех семинарских занятиях и готовность к ним; 2) своевременная (в течение недели) отработка семинарских занятий, пропущенных по уважительной причине; 3) активная работа на всех семинарских занятиях. Кроме того, преподаватель при начислении баллов за личностные качества может учитывать сообщения, подготовленные студентами к семинарским занятиям | 5 баллов | |
| Итоговое компьютерное тестирование по всем темам модуля | Один тест: 10 баллов | |
| Итого | 38 баллов |
[1] Поскольку последнее семинарское занятие по модулю 1 проводится в объеме 1 часа и проводится только в форме проверки знаний учащихся, баллы за активную работу и присутствие на занятии не начисляются.
[2] Поскольку последнее семинарское занятие по модулю 1 проводится в объеме 1 часа и проводится только в форме проверки знаний учащихся, баллы за активную работу и присутствие на занятии не начисляются.
[3] Снижение баллов за работу на семинарах по второму модулю обусловлено более простыми и доступными для восприятия студентов текстами, выносимыми на семинарские занятия по второму модулю. Кроме того, учитывается, что количество баллов за личностные качества остается неизменным по сравнению с первым модулем.