Причины отклонений в семейном воспитании

Причины неправильного воспитания весьма различны. По­рой — это определенные обстоятельства в жизни семьи, ча­ще — низкая педагогическая культура родителей. В этих слу­чаях может помочь разъяснительная работа и разумная тера­пия. Нередко основную роль играют нарушения в личности самих родителей. При этом особый интерес для специалиста представляют две группы причин: 1) отклонение характера самих родителей. Отклонения характера н психопатии неред­ко приводят к определенным нарушениям в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся пониженным уров­нем требований к подростку. Эпилептоидная акцентуация ро­дителей чаще других обусловливает жестокий стиль воспита­ния, доминирование. Стиль доминирования может обусловли­ваться либо сенситивным, либо конформным характером роли имен. Истероидная акцентуация у родителя обусловливает противоречивый стиль воспитания: демонстративная забота и любовь к подростку при зрителях и эмоциональное отверже­ние и их отсутствии. В этих случаях необходимо выявить от­клонение характера родителей, убедиться, что именно оно иг­рает решающую роль в возникновении нарушений в воспита­нии. На осознание родителями взаимосвязи между особенно­стями своего характера, стилем воспитания и нарушениями в поведении подростка направляется в этом случае основное пни манне врача - психотерапевта;

2) личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания ле­жит какая-то чаще всего неосознаваемая потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания под­ростка. В этом случае объяснения родителю неправильности его поведения н уговоры изменить стиль воспитания оказыва­ются безрезультатными. Перед врачом-психотерапевтом вста­ет нелегкая задача выявить личную проблему родителя, по­мочь ему осознать се, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию. Именно эти случаи, как показывает практика, представляют особую трудность при диагностике и коррекции. Поэтому описанию таких неосозна­ваемых источников нарушений в воспитании и будет посвящен данный параграф. Излагая наиболее часто встречающиеся случаи, мы опираемся в основном на практический опыт ра­боты с родителями подростков — пациентов подросткового психиатрического отделения и подростков - делинквентов. Как н в предыдущем параграфе, одновременно с описанием ос­новных случаев будут даны описания шкал вопросника АСВ, предназначенные для диагностики.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потвор­ствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями ока­зываются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего ос­новную роль в воспитании (эмоциональная холодность, не­соответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ре­бенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть по­требностей, которые в обычно в семье должны быть удовлет­ворены в ходе супружеских отношений (взаимная исключи­тельная привязанность, частично эротические потребности).

Отношения с ребенком, а позднее подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко от­казывается от повторного замужества. Появляется стремле­ние отдать сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве сти­мулируются эротические отношения к матери (ревность, дет­ская влюбленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекция.

Стремление к расширению именно супружеских отноше­ний, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табуировано). Это желание проявляется косвенно, в частно­сти, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном с неудовлетворяющим отношением с му­жем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подру­гам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде много­численных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосред­ственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Страх или нежелание повзросление детей мо­гут быть связаны с особенностями биографии самого родите­ля (он имел младшего брата или сестру, н на них перемести­лась любовь родителей. В связи с этим стал воспринимать свой старший возраст как несчастье).

Рассматривая подростка как «еще маленького» родители снижают уровень требований к нему, создавая потворству­ющую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителей (шкала ВН).

Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. Важ­ное место среди источников нарушения в воспитании занима­ет то, что можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае из-за каких-то психологических осо­бенностей родителей происходит перераспределение власти н семье между родителем и подростком. Родитель идет «на по­воду» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит пото­му, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащу­пать его «слабое место» и использует это, чтобы добиться си­туации «минимум требовании — максимум прав». Типичная комбинация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подро­сток, смело ставящий требования, и нерешительный, виня­щий себя но всех неудачах с подростком родитель. Одни из вариантов «слабого места» связан с психастеническими осо­бенностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентрическими родителя­ми, став взрослыми, видят в своих детях тех же требователь­ных эгоцентрических существ, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей — признание массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое на­рушение: гиперпротекция (потворствующая или доминиру­ющая). «Слабое место» — повышенная неуверенность роди­телей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости «ребенка», его болезненности — все это могло раз­виться в связи с историей рождения ребенка (его долго жда­ли, обращения к врачам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ре­бенка, особенно, если они были длительными. Отношения ро­дителей к подростку в этом случае формируются под воздей­ствием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх за­ставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каж­дому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — докучно опе­кать его (доминирующая гиперпротекция). Типичные вы­сказывания таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка: они видят у него много болезненных про­явлении. У родителей свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обус­ловливаемые нарушения воспитания: гипопротекцпя, эмоци­ональное отвержение, «повышенная моральная ответственности», жестокое обращение. Воспитание становится адекват­ным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо до­статочно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продол­жить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств не­редко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родителями. Внешне оно про­является в нежелании иметь дело с подростком, в плохой пе­реносимости его общества, в поверхностном интересе к его де­лам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родите­ля, например, шизоидность. Родительские чувства нередко значительно слабее у очень молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка). При достаточно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает стиль воспитания по типу гипопротекции и особенно—эмоци­онального отвержения. При трудных, напряженных условиях жизни на подростка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей («повышенная моральная ответственность»), либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания таких роди­телей содержат жалобы на утомительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразви­тым родительским чувством довольно характерны эмансипа­ционные устремления.

Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ППСК). Обусловливаемое нарушение воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что в под­ростке родитель видит черты, которые чувствует, по не при­знает в самом себе. Это может быть агрессивность, склон­ность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению, протесту, не­сдержанности. Ведя борьбу с такими же истинными пли мни­мыми качествами у подростка, родитель (чаше отец) извле­кает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с не­желаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много н охотно говорят о своей непримиримости н постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями подростка, о мерах и наказаниях, которые он в связи с этим применяет. В выска­зываниях родителей сквозит неверие в сына, передки инкви­зиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т. е. плохую причину. Этой причиной чаще всего бывает качество, с которым родитель неосознаваемо борется.

Внесение конфликта между супругами в сферу воспита­ния (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания — соединение потворству­ющей гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление да­же в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще бы­вает диаметральной: один настаивает на весьма строгом вос­питании (по типу доминирующей гиперпротекции), другой же родитель склонен «жалеть» подростка. Он тяготеет к стилю воспитания по типу потворствующей гиперпротекции. Харак­терное проявление ВК — выражение недовольства воспита­тельными методами другого супруга. При этом легко обнару­живается, что каждого интересует не столько то, как воспи­тывать подростка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «стро­гой стороны». Это связано с тем, что как раз «строгая сторо­на», как правило, является инициатором обращения к врачу либо психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка (шкала предпочтения муж­ских качеств — ПМК, и шкала предпочтения женских ка­честв — ПЖК). Обусловливаемое нарушение воспитания — гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отно­шение родителя к подростку обусловливается не действитель­ными особенностями подростка, а теми чертами, которые ро­дитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В этих случаях типичны стереотипные отри­цательные суждения о мужчинах вообще: «Мужчины в ос­новном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, они агрессивны и чрезмерно сексуальны, склон­ны к алкоголизму. Человек же — и мужчина и женщина — 14

должен стремиться к противоположным качествам: быть неж­ным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». При­мер проявления ПЖК — отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры подростка, ви­дит в ней одни достоинства. Под влиянием ПЖК в данном случае в отношении подростка мужского пола формируется стиль эмоционального отвержения. Возможен и противопо­ложный перекос — с выраженной антифеминистской уста­новкой, пренебрежением к матери подростка, его сестрам. В этих условиях по отношению к самому подростку формирует­ся стиль потворствующей гиперпротекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: