Сколько на свете мусульман, которые говорят о Шариате Господа миров без знания, без правильного представления, не обладая способностью отличить одну ситуацию от другой, и не видят в этом ничего плохого. А ведь Аллах очень строго порицал действия таких людей и назвал их слова ложью: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и возводя ложь на Аллаха…».[43]
Многие люди совершают огромную ошибку, перенимая религиозное знание от первого встре-чного и не проверяя достоверность сказанного. Возьмем хотя бы спутниковые каналы. Люди зво-нят на передачи и задают вопросы о религии всем без разбору, не зная даже, ученый перед ними или нет.
Имам Муслим приводит слова имама Мухаммада ибн Сирина: «Поистине, это знание и есть религия, поэтому смотрите внимательно, от кого вы перенимаете свою религию!».
5 – ЧРЕЗМЕРНОЕ ПРЕВОЗНЕСЕНИЕ
ПРОРОКА, да благословит его Аллах и приветствует
Наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, занимает почетное место у Аллаха, и никто и никогда не достигал и не достигнет такого высокого положения – ни ангел, ни человек, ни джинн. Ему даровано великое заступничество, и в Судный день у него будет самая большая община по сравнению с общинами других пророков. Всевышний наделил его прекрасными качествами и благородным нравом.[44]
Всевышний Аллах сказал: «К вам явился посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас. Он добр и милосерден к верующим».[45]
Пророк запретил нам чрезмерно восхвалять его, и это было одним из проявлений его заботы о нас. ‘Умар бин аль-Хаттаб передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят ‘Ису,[46] сына Марйам, ибо,
поистине, я – раб Аллаха, а поэтому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его”».[47]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует – раб Аллаха, и он не обладал ни одним из свойств, присущих Всевышнему. Он не знал сокровенного, и в нем не было ничего божественного. Он был лишь посланником Господа, который донес до людей Его послание. Сам он сказал о себе:
«Поистине, я такой же человек, как и вы, и забываю подобно вам».[48]
Вот некоторые проявления чрезмерного превознесения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
1) Утверждение, что Пророк знал сокровенное, и что вселенная сотворена ради него.
Вспомним стихотворные строки:
«О благороднейший из созданий, к кому же, кроме тебя, обращаться мне, когда приходит беда?
Если в День воскресения будешь ты держать меня за руку, то все обойдется, а иначе – увы, все пропало.
Из щедрости твоей – этот мир и мир вечный, а среди твоего знания – знание Скрижали и Письменной трости».[49]
2) Обращение к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами о помощи, прощении грехов и введении в Рай.
Обо всем этом можно просить только Всевышнего Аллаха. Более того, сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил Всевышнего Аллаха, чтобы Он ввел его в Рай по Своей милости.
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Приближайтесь [50], и придерживайтесь правильного [51], и знайте, что никто из вас не спасётся благодаря (одним лишь) делам своим”. (Люди) спросили: “И даже ты, посланник Аллаха?”Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою».[52]
3) Обращение к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о заступничестве.
Например, некоторые люди говорят во время обхода вокруг Ка‘бы или в земном поклоне: «О посланник Аллаха! Заступись за меня!» Подобные просьбы - великий ширк, потому что произносящий их испрашивает не у Аллаха то, что может дать только Аллах. Кроме того, это обращение с мольбой (ду‘а) не к Аллаху, а мольба – это поклонение, которое нельзя обращать ни к кому, кроме Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Господь Твой постановил, что вы не должны поклоняться никому, кроме Него».[53]
О сколько скверных людей, претендующих на звание ученых, которые убеждают простых людей в том, что мертвые слышат просьбы и что разрешается обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другим умершим с мольбами! Неужели они никогда не слышали Слов Всевышнего Аллаха: «…а те, к кому вы взываете помимо Него, не властны даже над пленкой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они, отвергнут ваше поклонение…».[54]
4) Путешествие ради посещения могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Это запрещено. Таково единогласное мнение сподвижников.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не следует отправляться в путь (для поклонения никуда) [55],
кроме как к трём мечетям: Заповедной Мечети /аль-Масджид aль-Харам/ [56], Мечети посланника и Отдалённейшей мечети /аль-Масджид aль-Акса/».[57]
Этот хадис указывает на то, что отправляться в путешествии с целью поклонения в любое другое место запрещено.
Знайте, что все хадисы, в которых упоминается о достоинствах путешествия ради посещения могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует – слабые и недостоверные. Об этом говорили многие ученые. Что же касается путешествия ради совершения молитвы в этих мечетях, то оно желательно (мустахабб).
5) Вера в то, что заповедная мединская мечеть благословенна потому, что там находится могила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Это серьезная ошибка. Потому что сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упоминал о святости и благословенности этой мечети при жизни.