Формирование звукопроизношения

Особенности коррекции нарушений звуко­произношения у детей с ЗПР проявляются в следующем:

1) формирование правильного звукопроизношения осуще­ствляется на фоне развития и совершенствования зву­кослоговой структуры слова;

2) коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проводится на основе развития речеслухового восприя­тия и артикуляторной моторики. При этом развитие ар-тикуляторной моторики обеспечивается формировани­ем как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;

3) учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с форми­рованием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа);


6 Я-286

 


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

4) коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществ­ляется в тесной связи с развитием лексики и граммати­ческого строя речи;

5) у детей с ЗПР имеет место не только искажение звуко-произношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделя­ется активизации процесса формирования звукопроиз-ношения, уточнению произносительного и слухового об­раза нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, рече-слухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи;

6) при определении последовательности работы над звука­ми, звукослоговой структурой слова необходимо учиты­вать минимальное усложнение заданий и речевого ма­териала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей.

Учитывая особенности симптоматики и меха­низмов нарушений звукопроизношения у дошколь­ников с ЗПР, можно выделить следующие ста­дии коррекционной работы:

I стадия (предварительная) имеет целью подготовить слуховую, моторную и зрительную систему к последующей работе над звуками.

II стадия — уточнение артикуляторного и акустическо­го образа, выделение из речевого потока правильно произ­носимых звуков.

III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.

Рассмотрим содержание коррекционной работы на каж­дой из выделенных стадий.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

1 (предварительная) стадия

На предварительной стадии коррекционная работа про­водится по следующим направлениям:

1) развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;

2) развитие ручной и речевой моторики;

3) развитие зрительно-пространственных функций;

4) формирование временных представлений;

5) развитие ритма;

6) формирование мыслительных операций анализа, син­теза, сравнения, обобщения и др.

Указанные направления коррекционной работы прово­дятся и на других стадиях, но на более сложных заданиях, в структуре других задач и содержания коррекционного обу­чения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: