Развитие движений мышц лица

Необходимость развития этих движений обусловлена тем, что у детей с ЗПР, особенно при стертой форме ди­зартрии, наблюдается слабый тонус лицевых мышц, не­выразительная мимика, что приводит к нечеткости и сма-занности речи.

Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмурива-ние обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оска-ливание зубов, надувание щек, задувание свечи и др.

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имита­ция мимических движений с использованием картинок.

Вначале детям предлагается рассмотреть картинку. Ло­гопед описывает ситуацию, изображенную на картинке, со­провождая описание мимическими движениями:


Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

1) Дети загорают. День солнечный и теплый. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Представьте себя на пляже. Спокойно закройте глаза. Щеки, лоб, губы расслаблены. Вам приятно.

2) Мама подарила дочке куклу. Девочка очень довольна, она улыбается. Улыбнемся вместе с девочкой.

3) Люди едут в автобусе. Мы видим на картинке, что маль­чик сидит, а бабушка стоит. Это очень плохо, нам это не нравится. Мы нахмурились, опустили брови.

4) Девочка ест кислый лимон, она морщится. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.

5) В зоопарке мальчик впервые увидел жирафа. Он очень удивился, что у жирафа такая длинная шея. Удивимся и мы: поднимем брови, раскроем глаза.

развитие АРТИКУЛЯТОРНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Необходимым условием успешности развития артику-ляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения языка, губ, нижней че­люсти. При уточнении кинестетических ощущений работа проводится без зеркала. При этом предлагается воспроизве­сти положение губ, языка по речевой инструкции, после их пассивного перемещения логопедом, а также определить по­ложение артикуляторных органов при произношении арти-куляторно простых звуков, прежде всего гласных.

Умение кинестетически ощущать положение губ отраба­тывается первоначально на гласных звуках и-у, так как раз­личение в положении губ при произношении этих звуков зрительно хорошо воспринимается.

Рекомендуемые упражнения:

1) Произнести звук и перед зеркалом и ответить на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука. При затруднениях в ответе логопед мо­жет задать дополнительный вопрос: «Скажите, при про­изнесении звука и губы растянуты в улыбке или вытя­нуты трубочкой вперед?».


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

2) Произнести звук у перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.

3) Произнести звуки иу слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

4) После самостоятельного произнесения звука и опреде­лить, в каком положении находились губы (без исполь­зования зеркала).

5) Произнести звук у, определить положение губ при его произнесении (без использования зеркала).

6) Произнести последовательно звуки и-у и ответить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед тру­бочкой.

7) Произнести звуки у-и и ответить, при произнесении ка­кого звука губы растянуты.

8) Определить звук по беззвучной артикуляции, т. е. по по­ложению губ логопеда.

9) Определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции в звукосочетаниях иу, уи.

Подобным же образом отрабатывается различение в по­ложении губ при произнесении гласных звуков и-а, у-о, со­гласных звуков м (губы сомкнуты), н (губы раскрыты) и др.

В дальнейшем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетичес­кие ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках: и-д, а-д, и-т. Различие в способе обра­зования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках ш-т, ж-д, при этом определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается. Различие узкого и широкого кончика языка можно уточнить на звуках д и л. При произ­несении звука д язык широкий, при произнесении звука л кончик языка узкий.

Участие голосовых складок при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных уточняется вначале с помо­щью кисти руки, прижатой к вибрирующей гортани. Лого­пед предлагает детям приложить к гортани большой и ука­зательный пальцы со стороны ладони или тыльную сторону


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

ладони. Дети довольно быстро учатся определять наличие дрожания голосовых складок при произнесении звонких со­гласных.

В дальнейшем участие голосовых складок определяет­ся детьми и без использования тактильных ощущений руки.

Таким образом, если на начальных стадиях выполне­ния артикуляторных упражнений используется полимо­дальная афферентация (опора на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), то на последу­ющих стадиях правильность выполнения упражнений ос­новывается преимущественно на кинестетических ощуще­ниях.

Развитие артикуляторной моторики проводится в про­цессе артикуляторной гимнастики. При проведении арти­куляторной гимнастики используются игровые приемы, например, «Сказка про язычок», что обусловлено возраст­ными и психологическими особенностями дошкольников с ЗПР. Сначала логопед, используя игровой прием, показы­вает упражнение и описывает его. Затем упражнение выпол­няется всеми детьми, логопед контролирует выполнение упражнения каждым ребенком. С теми детьми, у которых упражнение не получается, проводится индивидуальная < работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: