Развитие речевого дыхания и голоса

После того как у детей сформировался плавный длитель­ный выход, вводятся голосовые упражнения. Необходимо обращать внимание детей на различную силу, высоту и тембр голоса. С этой целью можно рекомендовать такие, напри­мер, игровые упражнения.

«Эх о»

Детей распределяют на две группы. Одна из групп — «эхо». Первая группа детей громко произносит гласные звуки — а, о, у или сочетания гласных: ау, у а, оа, ао, уи. Вторая группа «эхо» — тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

«Вьюга»

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигна­лу: «Вьюга начинается» —дети тихо гудят: «У-у-у...» По сигналу: «Сильная вьюга» — дети громко произносят: «У-у-у...» По сигналу: «Вьюга затихает»—дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу: «Вьюга кончилась» — замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать (или за­менить) движениями руки логопеда: горизонтальное дви­жение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх — усиление голоса, движение руки вниз — уменьшение силы голоса.

«Дует ветер»

Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движения рас­сказом: «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует ти­хий ветерок: «В-в-в...». Произносится тихо. — «Как дует тихий ветерок?» Дети останавливаются и повторяют тихо:

«В-в-в...». «Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому, и вдруг подул сильный ветер: «В-в-в...». Произно­сится громко. — «Как дует сильный ветерок?» Дети громко повторяют.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Вызывают интерес у детей и игры со звукоподражанием.

«Л е с е н к а»

Перед детьми на доске — картинка с нарисованной ле­сенкой. По ходу игры логопед ставит на каждую переклади­ну фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукопродражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дво­ре стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю сту­пеньку прыгнула большая собака и залаяла». Дети произ­носят низким и громким голосом: «Ав-ав-ав». «На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала». Дети произносят более тихим и высоким голосом: «Мяу-мяу». «На третью ступеньку вскочил петух и громко запел». Дети произносят громким и высоким голосом: «Ку-ка-ре-ку». «На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал». Дети произно­сят низким и тихим голосом: «Ж-ж-ж». «На пятую ступень­ку села пчела и запела песенку: «З-з-з». Дети произносят тихим и высоким голосом: «З-з-з».

«Корова и телята»

Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу». Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к пер­вой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих те­лят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом: «Му-му». «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Логопед обращается к детям второй груп­пы. Дети отвечают высоким голосом: «Му-му». Затем груп­пы меняются ролями.

Аналогично проводятся игры на звукоподражания другим животным: «Кошка и котята», «Курица и цыплята» и т. д.

«К то как кричит?»

У детей картинки с изображением домашних животных. Логопед обращается к детям: «Поселились в домике живот­ные», — затем подходит к одному из детей, стучит около его картинки и спрашивает: «Тук-тук, кто в домике живет?» Если у ребенка кошка, он отвечает: «Мяу-мяу». «Кто это?» — спрашивает логопед. Дети отвечают: «Кошка» — и т. д.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи закрепление РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения.

«Цветы»

Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов (жи­вых или бумажных с запахом). Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на од­ном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно увеличиваются. Например: «Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет».

«Добавление фразы»

Логопед проводит беседу по сюжетной картинке. Произ­носит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, до­полняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе. Например: «Девочка катает (коляску). Мальчики играют (в мяч). Мама несет (сумку). Папа пе­реходит (дорогу)».

Для развития и закрепления правильного речевого вы­доха используются короткие стихотворения. Дети заучива­ют стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе про­износят по одной строчке стихотворения.

Примерные стихотворения:

Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки Все в арбузном соке.

(3. Александрова) У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду — Я в траве его найду.

(А. Барто)


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

Падают, падают листья — В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

(М. Ивенсен)

Интересным видом работы являются диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, определенные характеристики голоса, но и фор­мируются правильные интонации, выразительность речи.

«Медведь и лиса»

—Ты куда идешь, медведь?

—В город елку присмотреть.

—А зачем тебе она?

— Новый год встречать пора.

— Где поставишь ты ее?

— В дом возьму к себе, в жилье.

— Что ж не вырубил в лесу?

—Жалко, лучше принесу.

«Лис и мышонок»

—Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

—Землю копал.

—Для чего землю копал?

— Норку делал.

—Для чего норку делал?

—От тебя, лис, прятаться.

—Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.

—А у меня в норке спаленка.


«Елочка» —Елочка,елка, Колкая иголка, Где ты выросла? —В лесу. —Что ты видела? —Лису. — Что в лесу?

-Морозы, Голые березы, Волки да медведи — Вот и все соседи. -А у нас под Новый год Каждый песенку поет. (М. Ивенсен)



Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи



«Ты куда?»

—Гусь-гусек, куда пошел ты?

— На речной песочек желтый.

—А ты, Гуля-голубок?

—В лес зеленый на дубок.

«Куда, Миша, едешь?»

—Куда, Миша, едешь? Куда погоняешь?

—Сено косить.

—А на что тебе сено?

—Коров кормить.


- А ты? — спросили Зайку.

- В поле, на лужайку.

-А ты куда, Аленушка?

- Я во двор, на солнышко. (О. Бедарев)

-А на что тебе коровы?

- Они молочко дают.

-А зачем тебе молочко?

-Малых деток поить.


Рекомендуется использовать инсценировки по извест­ным сказкам: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Тере­мок» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: