Люди, пришедшие к консультанту, находятся в состоянии тревоги и страха. Вначале они не знают, чего ожидать от консультанта и консультирования, и, тем не менее, приходят на консультацию со своими проблемами и надеждой на понимание. Если с самого начала клиент отнесётся с доверием к консультанту, то в процессе работы он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Если клиент не проникся доверием, работа консультанта будет неэффективной и бессмысленной.
Для создания благоприятного климата при консультировании со стороны консультанта необходимо следующее:
· искренний интерес к людям и желание помочь им
· в течение приёма всё внимание следует уделить клиенту
· надо дать возможность высказаться
· не следует проявлять чрезмерное любопытство
· необходимо соблюдать профессиональную тайну
· помочь клиенту почувствовать себя непринуждённо во время консультации
· к проблемам надо относится без осуждения - не оценивать, а слушать, слышать, понимать, принимать
Следует обратить внимание на 5 правил, способствующих установлению полноценного контакта клиента и консультанта:
1. Быть клиентом с глазу на глаз. Обстановка во время сеанса должна позволять консультанту и клиенту полностью видеть друг друга. Между ними не должно быть преграды (например, стол).
2. Быть в открытой позе. Скрещенные руки и ноги обычно интерпретируются как оборонительная поза. И наоборот, открытая поза означает, что консультант готов принять все, что раскроет клиент. Конечно, скрещенные руки не обязательно означают закрытость. Главное, чтобы консультант постоянно спрашивал себя: «Насколько моя поза отражает открытость клиенту».
3. Периодически наклоняться к клиенту. Такой позой выражается вовлеченность и участие в контакте. Однако не приближайтесь к клиенту слишком близко или слишком быстро, так как это может вызвать тревогу и недоумение.
4. Поддерживать контакт глаз с клиентом, чтобы подчеркнуть внимание и заинтересованность, но контакт не должен быть непрерывным, чтобы не походил на надоедливое вытаращивание глаз.
5. Быть расслабленным.
Требования к помещению для проведения консультирования:
Помещение: небольшое и немаленькое, примерно 9 кв. м
Мебель: для беседы с клиентом-стулья одинаковых форм и размеров без преграды между ними;
для работы с документацией и литературой - стол и стул, стоящие отдельно, шкаф для методических пособий и др.