«Полезное несловесное общение»
1. Контакт глазами:
Способствует: Смотреть на клиента, когда он говорит.
Препятствует: Смотреть в сторону или в ваши записи.
Запомните : «Уделять внимание. Поддерживать контакт глаз
С клиентом».
Поза.
Способствует: Вы сидите, клиент сидит, и ваша голова на уровне головы собеседника.
Препятствует: Вы стоите и ваша голова выше головы собеседника (или наоборот)
Запомните: «Следить за уровнем вашей головы»
Препятствия.
Способствует - открытая поза:
Убрать стол или записи.
Повернуться к собеседнику.
Препятствует – закрытая поза:
Сидеть за столом и писать во время разговора.
Скрещивание рук на груди.
Сидеть в позе «нога за ногу»
Держать перед собой журнал, книгу или другой предмет.
Запомните: «Устранять препятствия. Быть в открытой позе»
Не спешить.
Способствует: пусть клиент видит, что у вас есть время. Сядьте и поприветствуйте его не спеша, улыбаясь; подождите ответа.
Препятствует: спешка, быстрое приветствие, проявление нетерпения, посматривание на часы.
|
|
Запомните: «Не спешить».
5. Прикосновение:
Способствует: касаться клиента тактично или не касаться
Препятствует: касаться нетактично
Запомните: «Касаться подобающим образом.
Если вы не можете продемонстрировать тактичного прикосновения, не делайте этого вообще».
Таким образом,
Полезные советы по несловесному общению
· Уделять внимание, поддерживать контакт глазами
· Следить за уровнем вашей головы
· Устранять препятствия
· Не спешить
· Касаться подобающим образом или не касаться клиента
Заключительное слово.
Этими приемами мы пользуемся во время обычной беседы, но не осознаем этого. Выделение таких поведенческих приемов в отдельные микронавыки и последующая тренировка эффективно развивает навык слушания, значение которого для консультирования трудно переоценивать. Такая тренировка может показаться очень неестественной, тем более что мы это делаем ежедневно в нашей жизни без всякого специального усилия. Но только так можно наилучшим способом обучиться навыкам активного слушания.
Занятие 3.
Тема: «Основы консультирования. Техника постановки открытых и закрытых вопросов»
Задачи:
Ø уметь определить тип заданного вопроса
Ø научиться задавать «открытые» вопросы
Ø уметь преобразовать «закрытый» вопрос в «открытый» и наоборот
Ø установить контакт с клиентом, используя несловесное и словесное полезное общение