Заключение

Различные формы невербального поведения используются для выделения или акцентирования вербального сообщения, для усиления какой-либо части сообщения, для объяснения молчания, для добавления новой информации к высказыванию или для искажения вербального сообщения. С помощью теоретических моделей консультанту легче понять вклад невербального поведения в консультативные отношения. Чувствительность к невербальным сообщениям требует концентрации и развивается в процессе тренировки.

Изучению важности невербальный намеков посвящено несколько исследований. Клейборн (Claiborn, 1979) в ходе исследования вербальных вмешательств и невербального поведения обнаружил, что клиенты воспринимают использование интерпретации в качестве признака компетентности консультанта, а вербальным перефразировываниям доверяют в меньшей степени. Точно так же они воспринимали экспрессивное невербальное поведение консультантов (вокальную вариативность, лицевую экспрессию, зрительный контакт и жесты). И наоборот, привлекательность и компетентность консультантов, чье невербальное поведение было сравнительно не экспрессивным оценивалось ниже.

Собелман (Sobelman, 1973) и Лакросс (LaCrosse, 1975) сообщили, что клиенты воспринимают аффилиативные формы невербального поведения как более теплые и привлекательные. В категорию аффилиативных форм невербального поведения были зачислены улыбки, кивки, движения кистей рук, зрительный контакт, направление плеча к клиенту под углом 90° и наклон корпуса тела вперед под углом 20°.

Проводилось также несколько исследований кинесического невербального поведения. Шпигель и Махотка (Spiegel, Machotka, 1974) обнаружили, что позы с открытой позицией рук оцениваются как холодные, отталкивающие, застенчивые и пассивные, тогда как позы с умеренно открытыми позициями рук оценивались как теплые и принимающие. Позы с чрезмерно открытыми позициями рук оценивались как нескромные и эксгибиционистские. Смит-Хайнен (Smith-Hanen, 1977) подтвердила, что поза со скрещенными руками - самая холодная и в меньшей степени характерна для эмпатической установки. Она также исследовала различные варианты положения ног с точки зрения “теплоты” и “эмпатии” и установила, что самой холодной и наименее эмпатичной является поза со скрещенными ногами, при которой лодыжка одной ноги лежит на колене другой ноги; однако поза, при которой колено одной ноги лежит на колене другой ноги, а также поза, при которой человек сидит “с ногами” на диване или в кресле, не оценивались как холодные и менее эмпатичные.

Уаксер (Waxer, 1977) исследовал возможности определения тревоги по различным элементам невербального поведения. Полученные им результаты в целом поддерживают теорию Экмана. Участникам исследования удавалось определить наличие тревоги и её интенциональность по одним только невербальным признакам. Самыми важными невербальными намёками, позволявшими установить наличие тревоги, были положение кистей рук, взгляд, положение губ и положение корпуса тела. Для клиентов, испытывавших тревогу, были характерны нервные движения кистей рук и нехарактерны сигнальные жесты; также для них был характерен менее продолжительный зрительный контакт с собеседником; они реже улыбались и держали корпус тела более напряженно. Это исследование подтвердило не только то, что более явственную “утечку” правдивой информации дает тело, а не лицо, но и то, что переживающие тревогу клиенты чаще использовали само-адапторы и иллюстраторы. Кроме того, обнаружилось, что наблюдатели, оценивавшие уровень тревоги клиентов, были сосредоточены в большей степени на движених рук, чем на иных формах невербального поведения. Другие области тела (например, ноги и ступни), по-видимому, реже привлекают к себе внимание наблюдателя.

Известно, что между клиентом и консультантом могут возникнуть коммуникативные затруднения по причине классовых и культурных различий. В определенной мере эти затруднения могут быть вызваны особенностями невербального поведения и присущими индивидам формам ведения беседы. Объем личного пространства, необходимый для комфортного самочувствия, неодинаков для представителей различных культурных групп. И консультант, и клиент могут неверно истолковать сокращение или увеличение физической дистанции. Значение визуального контакта не менее важно: Англо-Американцы используют зрительный контакт для того, чтобы подтвердить, что они слушают, однако в других культурах прямой взгляд и попытка уклониться от прямого зрительного контакта имеют иной смысл. В некоторых культурных группах принято наблюдать за собеседником периферическим зрением и избегать прямого зрительного контакта; а в некоторых культурах уклонение от зрительного контакта служит признаком уважения и почтения к собеседнику. Консультант может неверно истолковать невербальное поведение клиента, происходящего из иной культурной группы. Конвенциональный нормы ведения беседы также зависят от культурных традиций, равно как и способы приветствия, обращения друг к другу и т.д (Sue & Sue, 1977).

Литература

Claiborn, C. (1979) Counselor verbal interaction, non-verbal behavior, and social power. Journal of counseling psychology, 1979, 26, 378-440.

Dittman, А. (1963) Kinestic research and therapeutic processes: Further discussion. In P.N.Knapp (Ed.) Expression of emotions in man. New York: International University Press.

Ekman., et al. (1973) Studies in communication through non-verbal behavior. In J. Segal (Ed.), Mental Health Program Reports (Vol.6). Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office.

Smith, F. (1966) Communication and culture. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1966.

Kline, L.W., Johannsen, D.E. (1935) Comparative role of the face and of the face-body-hands as aids in identifying emotions. Journal of abnormal and social psychology, 1935, 29, 415.

Knapp P.N. (1963) Expression of emotions in man. New York: International University Press.

Ruesch, J., & Kees, W. (1956) Nonverbal communication. Berkeley: University of California Press.

Hahn, M. & MacLean, M. (1955) Counseling psychology. New York: McGraw-Hill.

Kagan,N., et al. (1967) Studies in human interaction, interpersonal process recall< stimulated by video tape. Final Report Project No. 5-0800, Washington, D.C.: US. Department of Health. Education and Welfare.

Sobelman, S. (1973) The effects of verbal and non-verbal components on the judged level of counselor warmth. Unpublished doctoral dissertation, American University, 1973.

LaCrosse, M. (1975) Non-verbal behavior in perceived counselor attractiveness and persuasiveness. Journal of Counseling Psychology,22, 563-566.

Spiegel, P., & Machotka, P. (1974) Messages of the body. New York: The Free Press.

Smith-Hanen, S. (1977) Effects of non-verbal behaviors on judged levels of counselor warmth and empathy. Journal of Counseling Psychology, 1977, 24, 87-91.

Sue, D., & Sue, D. (1977) Barriers to effective cross-cultural counseling. Journal of Counseling Psychology, 24, 420-429.

Waxer, P. (1977) Non-verbal cues for anxiety: An examination of emotional leakage. Journal of abnormal psychology, 86, 306-314.

 
 
(c) Институт практической психологии и психоанализа, 2000 г.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: