Линия «Моделирование и формализация»

Приложение

Содержательные линии школьного предмета

«Информатика и информационные технологии» [2]

Содержательные линиипредмета «Информатика и информационные технологии» в средних общеобразовательных учреждениях: «Моделирование и формализация», «Алгоритмизация и программирование», «Исполнитель», «Компьютер как средство автоматизи­рованной обработки информации», «Информация и информационные про­цессы», «Информационные технологии», «Автоматизированные информацион­ные системы», «Информационные ресурсы общества», «Системы и системный подход», «Информационные основы управления», «Системы искусственного интеллекта», «Социальная информатика».

Наполнение основных содержательных линий непрерывного курса информатики на разных ступенях обучения

Линия «Моделирование и формализация»

1[3]    
Н[4] Модель как упрощенное по­добие реального объекта. Модели в окружающей жизни. Их назначение и области применения. Модель как заменитель объекта в процессе познания, общения, практической деятельности. Виды моделей: натурные и инфор­мационные. Схемы, таблицы, графики, диаграммы как формы моделирова­ния. Правила построения схем, таблиц, графов. Сравнение, сопоставление разных моделей одного объекта. Исследование моделей с точки зрения их назначения. Получение информации из таблиц, диаграмм, графов, схем.
Н Информационные модели. Их виды и отличительные особенности. Формы представления информационных моделей. Описательные, наглядные и смешанные информационные модели. Эта­пы моделирования. Форма­лиза­ция как важный этап моделирова­ния. Принцип «чер­ного ящика» в моделировании. Формальное выполнение действий в соответствии с инструкцией. Выдвижение гипотез об устройстве «черного ящика». Компьютерный эксперимент как средство проверки гипотез.
Б Объект, задача, модель. Модель объекта, модель решения. Построение модели как важный элемент информационной технологии решения задачи. Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта моделирования, модели. Анализ свойств модели и выделение среди них существенных с точки зрения целей моде­лирования.
Б Моделирование в познании, общении и практической деятельности. Учебные модели, их особенность и формы представления. Их назначе­ние и области применения. Адекватность модели объекту и целям моделиро­вания. Исследование учебных моделей. Определение их вида, назначения, принципов построения, степени подобия объекту моделирования.
Б Этапы построения информационных моделей. Формализация как важный этап построения модели. Формализация информации разного вида. Структурирование данных и знаний при решении задач.
Б Основные приемы моделирования внешнего вида, структуры, поведения объекта. Статические и динамические модели. Знакомство с основными приемам моделирования. Исследование ком­пьютерных моделей с точки зрения новой информации, которую они несут об объ­екте моделирования.
Б Формализация текстовой информации. Знакомство с приемами формализации текстов, правилами заполне­ния формуляров, бланков и т.д. Составление деловых бумаг по за­данной форме.
Б Основные свойства формул. Правила построения и интерпретации формул. Математическое моделирование и его особенности. Знакомство с правилами интерпретации различных формул. Выявление особенностей математического моделирования.
Б Схемы, таблицы, графики как формы моделирования. Правила построения схем, таблиц, графов. Построение и интерпретация таблиц, диаграмм, графов, схем, блок-схем алгоритмов.
Б Блок-схемы, алгоритмы и программы как формы моделирования процесса решения задачи формальным исполнителем. Анализ разных способов записи алгоритмов с позиции того, что они информационные модели. Определение того, что является объектом моделирования для ма­тематической модели, алгоритма, программы решения задачи.
П Вычислительный эксперимент как метод научного исследования. Постановка вычислительных экспериментов при написании программ и работе с электронными таблицами, математическими па­кетами. Сопоставление математических моделей задачи и их компьютер­ных аналогов. Анализ полученных результа­тов с точки зрения соответствия объекту и целям моделирования.
П Свойства моделей. Аспекты подобия: симметричность, рефлексивность, транзитивность, толерантность. Изоморфизм и гомоморфизм. Определение свойств моделей. Построение моделей с заданными свойствами. Доказательство изоморфности нескольких моделей одного объекта.
П Качественные и количественные оценки моделей. Показа­тели и критерии оценки. Выбор показателей и формирование критериев оценки. Оценка моделей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: