1. Нормативные правовые акты, регулирующие процедуру выборов ректора и право трудовых коллективов на управление вузом:
А) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
Б) Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
В) "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012);
Г) Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)";
Д) Приказ Минобрнауки России от 17.11.2006 N 288 "Об утверждении Положения об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации";
Е) Письмо Рособразования от 21.09.2006 N 18-02-10/08 "О процедуре избрания ректоров вузов" (вместе с "Рекомендациями по процедуре проведения выборов ректоров подведомственных Рособразованию образовательных учреждений высшего профессионального образования");
Ж) Письмо Минобразования РФ от 15.07.2003 N 25-90ин/25-19 "О требованиях к кандидатам при избрании на должность ректора вуза";
|
|
З) Устав ТГТУ.
2. Согласно Закону РФ «Об образовании», типовые положения об образовательных учреждениях являются обязательными для государственных и муниципальных образовательных учреждений (Ст. 12, п. 5). Следовательно, можно сыграть на противоречиях Типового положения и Устава ТГТУ. В частности, Устав ТГТУ (п. 5.4) предусматривает созыв Конференции только Учёным советом или ректором, тогда как в Типовом положении об образовательном учреждении ВПО таких ограничений нет (Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" п. 55). Значит, предполагается возможность созыва Конференции непосредственно трудовым коллективом вуза и обучающимися, напр., по требованию 1/5 делегатов Конференции. К этому выводу близка по смыслу Ст. 55, п. 1 Закона РФ «Об образовании», где о говорится о праве работников участвовать в управлении образовательным учреждением, а также Ст. 16, п. 2.4 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где говорится, что студенты вправе «участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений».
Данные аргументы необходимо использовать при оказании давления на Учёный совет в плане скорейшего созыва Конференции по выборам ректора.
3. Согласно Ст. 32. п. 2.21 Закона РФ «Об образовании», а также Ст. 4. федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в образовательном учреждении возможна деятельность общественных молодёжных организаций, не запрещённая законом. Во взаимосвязи с положением Устава ТГТУ (п. 5.4) о том, что на Конференции должны быть представлены не только обучающиеся, но и общественные организации, а также со Ст. 16, п. 2.4 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где закреплено право студентов участвовать в решении важнейших вопросов жизнедеятельности вуза через общественные организации и органы управления вуза, это означает возможность ввести в состав делегатов Конференции представителей намеченного к созданию Студенческого совета (Российский студенческий союз-Тамбов?) ТГТУ. Кроме того, согласно Типовому положению о вузе (п. 57) и Уставу ТГТУ (п. 5.6) в Учёном совете ТГТУ должны быть представители обучающихся. Необходимо ввести туда активистов!
|
|
Необходимо помнить, что согласно Ст. 32, п. 3.4 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несёт установленную законодательством ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся и работников.
4. Среди способов давления на Учёный совет можно указать также право Конференции на отзыв и переизбрание большинства его членов, за исключением ректора, проректоров и деканов (Устав ТГТУ, п. 5.6; Типовое положение о вузе, п. 57). Необходимо также знать, что с прекращением полномочий прежнего ректора, полномочия проректоров также прекращаются (Трудовой кодекс, Ст 77, 332).
5. Документы, которые необходимо подать в Комиссию по выборам ректора ТГТУ перечислены в "Рекомендациях по процедуре проведения выборов ректоров подведомственных Рособразованию образовательных учреждений высшего профессионального образования" (Письмо Рособразования от 21.09.2006 N 18-02-10/08 "О процедуре избрания ректоров вузов"). При этом следует знать, что действующее на данный момент Положение о выборах ректора ТГТУ, устанавливая в качестве базового требования к кандидатам в ректора наличие степени доктора наук, звания профессора и опыта руководящей работы в сфере образования (п. 3.1), нарушает установленные федеральным законодательством требования к кандидатам на указанную должность, изложенным в Письме Минобразования РФ от 15.07.2003 N 25-90ин/25-19 "О требованиях к кандидатам при избрании на должность ректора вуза". В данном документе обращается внимание на типичный характер подобных нарушений и указывается, что иных требований, кроме как наличие учёной степени, учёного звания и возрастного ценза до 65 лет, предъявлять к кандидатам на ректорскую должность не допускается.
6. Необходимо проконтролировать, чтобы временное руководство вуза на основании п. 2.4.14 Положения о выборах ректора ТГТУ (в текущей редакции) не осуществило конъюнктурную подборку делегатов на Конференцию по выборам ректора.
7. Выдвигать кандидатуры ректора (по одному человеку!) вправе Учёный совет ТГТУ, учёные советы факультетов, а также структурные подразделения ТГТУ при их численности не менее 50 человек. Также предусмотрен вариант самовыдвижения (п. 4.2 Положения).