Глава 2. Развитие детского голоса в норме

Специалист, занимающийся проблемами детского голоса и речи, должен знать возрастные особенности строения гортани, органов дыхания и артикуляции, которые определяют голосообразование в определенные периоды жизни ребенка. Неравномерность роста различных частей голосового аппарата приводит к тому, что голос ребенка меняется на протяжении его жизни по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам.

Отличительными особенностями в строении и формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка являются:

1. диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;

2. неравномерность и скачкообразность в процессе развития;

3. наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно;

4. неоднородность окончания роста разных органов голосового аппарата (рис. I, 2).

Процесс формирования голоса проходит несколько стадий:

=> Пренатальная — до момента рождения,

=> Младенчество — от рождения до 2 лет,

=> Ранний детский возраст — от 2 до 5 лет,

=> Средний детский возраст — от 5 до 9 лет,

=> Позднее детство — от 9 лет до начала пубертного периода,

=> Ранний взрослый период — пубертат, обычно от 12 до

15 лет,

=> Средний взрослый период — от 15 до 18 лет,

=> Окончательное взросление — от 19 лет до 21 года.

Соответственно выделяемым возрастным периодам меняются анатомические структуры голосового аппарата и голос ребенка, в частности, частота основного тона, интенсивность голоса, диапазон и тембр.

Стадии развития голосового аппарата можно охарактеризовать как: обычную, интенсивную или замедленную. Эти стадии развития в определенные периоды жизни ребенка и в различных органах проявляются неодинаково: смена этих стадий происходит неоднократно и может быть равномерной (от интенсивного роста — к обычному, далее — к замедленному; от обычного к замедленному) и скачкообразной (интенсивный рост — замедленный; ослабленный рост — интенсивный). Развитие некоторых отделов голосового аппарата протекает в две стадии (интенсивная — обычная). Например, легкие интенсивно развиваются в первые два месяца, а далее до периода полового созревания их рост происходит постепенно. Выраженные изменения в бронхах и трахее отмечаются в течение первого года жизни ребенка. Изменения в гортани и носоглотке происходят в три стадии.

Носовая полость, придаточные пазухи и носоглотка интенсивно развиваются в течение первых 6 месяцев жизни, а придаточные пазухи — до 3 лет, носоглотка до 6 лет растет с обычной интенсивностью.

Рост носоглотки и придаточных пазух в основном завершается к началу пубертатного периода, все же остальные органы голосообразующего аппарата прекращают рост к периоду окончания полового созревания (к 19 годам). Исключение составляет только гортань, продолжающая свой рост, хотя он становится менее выраженным.

Гортань новорожденных у детей обоего пола активно растет ТОЛЬКО в первый год, у мальчиков — в первые 3 месяца, затем на 8 - 9-м месяце; у девочек — в течение 1-го и 4—7-го месяцев. Голосовые складки изменяются в процессе роста иначе, чем Гортань. В отличие от последней они растут в течение всего первого года жизни. У новорожденных и грудных детей голосовые складки незрелые анатомически и физиологически, поэтому они более подвержены воспалительному и травматическому Поражению. Заболевания голосовых складок заметно отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Укорочение голосовых складок наряду с узостью просвета гортани приводит к тому, что даже при небольших воспалительных или нодозных изменениях в гортани у детей возникают стенотические нарушении, значительно усложняющие состояние ребенка.

До 3 лет гортань мальчиков и девочек одинаковой длины, затем начинаются заметный рост голосовых и вестибулярных складок и расширение надгортанника. После 3 лет гортань мальчиков длиннее гортани девочек. До 7 лет глубина превышает ширину, затем ширина, начинает превышать глубину. V детей раннего возраста она воронкообразная. С возрастом отмечается переход к цилиндрической форме. Динамика изменения размеров гортани представлена в таблице 1.

Таблица I

Размер (в мм) гортани в зависимости от возраста

Показатель Дети Пубертатный период
Голосовые складки
Длина 6-8. 12-15
Мембранозная часть 3-4. 7-8
Межхрящевая часть 3-4 5-7
Голосовая щель
Ширина в покое    
Максимальная ширина    

Вследствие неравномерности роста различных частей голосового аппарата голос ребенка меняется на протяжении его жизни по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам.

Диапазон голоса девочек и мальчиков от 7 до 10 лет одинаков и равен приблизительно октаве в интервале РЕ1-РЕ2. Наиболее естественное и легкое звучание в диапазоне от ФА1 до Д02.

Диапазон голоса детей от 10 до 14 лет несколько шире — от Д01 до МИ2 и ФА2.

Наиболее удобными являются интервалы от МИ1 до РЕ2, МИ2. У 14-16-летних подростков диапазон голоса расширяется, может быть до двух октав, оптимально звучит в диапазоне СИ малой — ФА второй октавы.

В процессе онтогенеза меняется механизм фонации у детей. От 0 до 7 лет преобладает фальцетный механизм фонации, с доминирующим участием перстнещитовидной мышцы, в то время как другие мышцы принимают лишь косвенное участие. Перстнещитовидная мышца не только суживает голосовую щель, но и одновременно натягивает голосовые складки. Эти мышцы играют главную роль в регуляции натяжения, так как вокальная мышца еще не сформирована. Вокальная мышца формируется лишь в возрасте от 7 до 12 лет, в результате отщепления от щиточерпаловидной мышцы, а затем продолжает развиваться до 19-20 лет. Постепенно механизм фальцета заменяется колебаниями голосовых складок. Таким образом, механизм фонации у ребенка отличается от процесса голосообразования у взрослого.

Размеры гортани зависят от пола и возраста, а также индивидуальных особенностей человека. У мужчин, как правило, она на 1/3 больше, чем у женщин, хрящи гортани у женщин имеют меньшую толщину. Гортань взрослого человека расположена на уровне V—VII шейных позвонков, ее вход открыт в гортанную часть глотки, а на уровне VII шейного позвонка она переходит в трахею. У мужчин гортань расположена ниже, чем у женщин, в среднем на один позвонок. У детей гортань расположена выше на один-два позвонка.

Надгортанник новорожденного находится на уровне небной занавески, а нижний край гортани — на уровне IV шейного позвонка. К 7—8 годам гортань постепенно опускается до VI шейного позвонка.

Физиологи многочисленными исследованиями доказали, что раздражение рецепторов дыхательных путей током воздуха влияет на дыхательный центр, регулирующий процесс дыхания, — глубину, частоту дыхательных движений.

Гортань — хорошо иннервируемый орган. В слизистой оболочке разветвляются рецепторы различных структур, причем некоторые из них концентрируются в так называемые рефлексогенные зоны. Первая рефлексогенная зона гортани находится в области входа в гортань, вторая — в области черпаловидных хрящей и их отростков. Обе зоны богаты тактильными, болевыми, температурными рецепторами, воспринимающими раздражение от струи выдыхаемого воздуха. Эти рецепторы выполняют защитную функцию бронхов и легких. В подскладочном пространстве находится третья рефлексогенная зона. Здесь разветвляются рецепторы, воспринимающие раздражение от выдыхаемого воздуха, выражающееся в изменении давления при выдохе, особенно во время фонации. Эта зона носит название «фонационной».

Голос проявляется у человека в момент рождения как врожденный, безусловный, защитный рефлекс. В дальнейшем на базе этого рефлекса путем образования цепных условно-рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.

Важно отметить, что ряд исследователей (Л.Т. Журба, И.М. Кононова, И. Максимов, Е.М. Мастюкова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие) считают, что характеристика крика и развитие голосовых реакций детей на первом году жизни имеет важное прогностическое значение. Так, Е.М. Мастюкова (1988, 1997) подчеркивает, что для ранней диагностики речевых расстройств большое значение имеет диагностическое изучение голосовых реакций в доречевом периоде и оценка их интонационной выразительности.

По мнению Е.Н. Винарской (1987), врожденные биологические голосовые реакции являются важнейшими структурными компонентами синкретичных операционных комплексов ребенка. В процессе общения они изменяются и приобретают национально-специфические знаковые черты.

В процессе онтогенеза крик новорожденного интонационно изменяется по силе, высоте, тембру, протяженности, а также формируется его коммуникативная направленность. Только первый крик новорожденного, обусловленный раздражением подкоркового речевого центра, можно считать рефлекторным явлением, не имеющим сигнальной направленности. Считают, ЧТО крик — это первое вокальное проявление ребенка.

Известно, что в первые 3 недели ребенок способен издавать 3 крика, различающихся структурно и функционально:

· крик голода;

· крик боли (ответ на болевые ощущения);

· крик лишения (ответ на лишение чего-либо, например, когда забирают пустышку, которую активно сосет ребенок).

На третьей неделе жизни появляется новый сигнал (крик одиночества, тоски, для привлечения внимания), который от­ражает не столько физиологические потребности, сколько но­чи социальный характер.

Ряд отечественных ученых (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, В.И. Исенина, С.Н. Цейтлин и другие) предлагают свою классификацию младенческих криков, в основе которой лежит субъективная ценность раздражителей для ребенка:

— крики, связанные с биологическими состояниями высо­кой субъективной ценности (крик «боли»);

· крики, связанные с биологическими состояниями уме­ренной субъективной ценности (крик «удовольствия»);

· регрессирующие крики (крик «голода»).

К.А. Семенова и Н.М. Махмудова (1979) отмечают, что уже к 3-4 месяцам вокализации служат средством межличностного взаимодействия со взрослым. Ребенок начинает активно обращать, внимание на голос окружающих, отвечая адекватной реакцией на мимику и тон голоса, проявляя попытки воспроизведения улыбки и вокализации.

И.М. Кононова (1974), изучавшая условия развития голосовых реакций детей первого года жизни, отмечает, что в первые шесть месяцев наблюдается стойкое увеличение голосовой активности, причем наиболее эффективным приемом ее стимуляции является общение со взрослым. По ее мнению, «певучие звуки гуления» имеют особо важное значение для формирова­ния речевого дыхания, а спонтанное вокализирование ребенка и тихой обстановке создает благоприятные условия для разви­тия фонематического восприятия.

Процесс овладения интонацией начинается у ребенка уже стадии гуления, и к концу первого года жизни на основе интонационной системы языка взрослых начинается овладение системой фонем. Интонация вопроса формируется только на втором году жизни, к этому возрасту у ребенка развивается умение модулирования голосом различных эмоций, происходит резкий количественный рост разнообразных звукосочетаний лепетной речи и последующее появление первых слов. Подтверждение факту, что овладение просодикой у детей происходит на основе подражания речи взрослого, можно найти в, работах А.Н. Гвоздева. В частности, он указывает, что первоначально вопрос в детской речи выражается только интонацией, идентичной интонации окружающих. Интонация перечисления, появляющаяся также на раннем этапе, сначала осуществляется без союзов. Союзы перечисления появляются приблизительно к 2 годам 3 месяцам. Фразовое ударение усваивается детьми очень рано, примерно с 1 года 11 месяцев, с того момента, когда предложения начинают включать несколько слов. При этом во всех случаях употребление фразового ударения ничем не отличается от его употребления взрослыми, ударение меняет свое положение в зависимости от смысла фразы.

В.И. Бельтюков (1977, 1981) считает, что одной из причин более раннего формирования у детей эмоциональных интонационных конструкций является опережающее развитие слуховой функции над речедвигательной, что обуславливает ее ведущую роль в процессе формирования звуковой системы языка. В ряде работ отечественных исследователей (Н-Х. Швачкина; А.И. Бронштейна, И.П. Нечаева) доказано, что развитие слухового анализатора достигает значительной степени совершенства уже на первом году жизни, а к двум годам в сенсорной речи ребенка дифференцированы все звуки русского языка, в том числе и акустически близкие.

В.В. Тонкова-Ямпольская (1970), изучавшая физиологические механизмы речи, приходит к важному заключению, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе заканчивается только в период оформления устной речи, когда «индифферентная, выразительная и настойчивая интонация периодов гуления и лепета идентифицируется с логическими интонациями повествования, убеждения и утверждения». Подтверждение этому факту можно найти в исследованных Е. И. Винарской (1987) и А.Н. Гвоздева (1961). В работе О.И. Яровенко (1985), высказывается мысль, что в 2,5 года использование интонационных типов в большей степени контролируется сознанием, так как еще не достигает автоматизма.

Важно отметить, что ряд исследователей (Л.Т. Журба, И М Кононова, И. Максимов, Е.М. Мастюкова* Р.В. Тонко-Ямпольская и другие) считают, что характеристика крика и развитие голосовых реакций детей на первом году жизни имеет

НОС диагностическое и прогностическое значение. Так, Е М Мастюкова (1988, 1997) подчеркивает, что для ранней диагностики речевых расстройств большое значение имеет изучение и оценка голосовых и интонационных реакций в доречевом периоде.

Е. Ф. Архипова (1989) проводит сравнительную характеристику доречевого развития детей раннего возраста в норме и При церебральном параличе. Весь доречевой период автор делит на 4 этапа, в каждом этапе выделяет особенности развития, основываясь на медицинской периодизации.

У детей с церебральным параличом звуки гуления долгое

время не являются средством общения со взрослым из-за бед-

И их интонационной выразительности.

К.А. Семенова и Н.М. Махмудова (1979) приводят данные 0 РОМ, что у детей с патологией речи, в частности с дизартрией, крик — монотонный, непродолжительный, быстро истощаемый, голос слабый, низкий. При нарушениях речи на этапе доречевого развития просодия крика формируется в течение более длительного срока, звуки гуления отличаются однообразием, лепет интонационно беден. В дальнейшем у таких детей отмечаются нарушения в просодической стороне речи, они не могут регулировать громкость голоса и темп речи, не изменяют голос по высоте и тембру (Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова (1985).

Влияние просодики на разборчивость, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка с дизартрией отражено в работах Г.В. Бабиной (1979), И.И. Панченко (1974) и других. И.И. Панченко (1975) рассматривает расстройства просодики по: силе голоса, тембру, голосовым модуляциям. Она отмечает, что у детей с дизартрией при спастическом парезе — голос тихий, назализованный, монотонный, истощающийся; при атаксии — вибрирующий, скандированный, неустойчивый по высоте и тембру; при тонических нарушениях — сдавленный, напряженный, более экспираторный в начале высказывания, чем в конце, снижающийся к нулевой амплитуде голосовых модуляций к концу синтагматического отрезка; при гиперкинетических нарушениях — непостоянный по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий, но чаще интонированный.

В работах Е.М. Мастюковой (1985, 1997) отмечается изменение темпа речи при дизартрии, нарушение расстановки динамического, ритмического и мелодического ударений. Автор указывает на нарушение дыхания, характеризуя его как неритмичное, поверхностное, с укороченным выдохом. Нарушения голоса при церебральном параличе отмечаются и зарубежными авторами.

Так, Е.D. Муsак (1968) наблюдал у таких детей форсированную или прерывистую речь с элементами реверсивной фонации. Время фонации, как указывает автор, значительно снижено, что объясняется трудностью перехода от физиологического дыхания к фонационному. Также у детей с церебральным параличом может нарушаться высота тона. Понижение голоса, по его мнению, сочетается с придыханием. При спастическом типе паралича выявлено перенапряжение голоса.

МсDоnаld и Сhаnсе (1964) наблюдали неспособность ребенка с церебральным параличом начать фонацию из-за спазма, при котором голосовые складки плотно прижаты друг к другу (аддуктивный спазм), или, наоборот, из-за спазма, препятствующего смыканию голосовых складок (абдуктивный спазм). Авторы выделяют ряд характерных особенностей голоса и дыхания детей с церебральным параличом:

— произнесение на одном выдохе не более двух слов;

— повышение мышечного тонуса при попытках продления вокализации;

— непостоянство громкости голоса;

— необоснованные перерывы в вокализации.

Поведенческие и голосовые реакции ребенка импритивного характера во многом отражают поведение, голос и интонационные характеристики речи матери. В исследованиях, посвященных оценке изменения голоса у матерей, имеющих детей младшего возраста, отмечается приближение физических характеристик материнской речи к характеристикам детской, а именно: замедление темпа, повышение средней частоты основного тона голоса, расширение диапазона голоса и другие. Это происходит вне зависимости от национальной или культурной принадлежности женщины, они имеют биологическую основу.

Ребенок, вслушиваясь в голос матери и сравнивая его со своим, получает возможность добиваться максимального подражания голосу матери.

И. Максимова (1987) подчеркивает, что разговорная речь и голосовые модуляции формируются путем подражания в семье, яслях, детском саду в возрасте до 7—8 лет.

Рассматривая голосовой аппарат как сложную функциональную систему, в развитии которой выделяют стадии: становления функциональной системы, зрелого состояния, угасания и деструкции функциональной системы, можно сделать вывод об изменении голоса в течение всего жизненного цикла. Голос появляется в момент рождения как врожденный, безусловный, защитный рефлекс, его функциональная система формируется еще до рождения как жестко детерминированное врожденное звено.

Характерное расположение рецепторов также определяется возрастом ребенка. Так, у новорожденного много рецепторов, они разветвляются в слизистой оболочке гортани равномерно и однородны по своей структуре. В трехмесячном возрасте намечается незначительная концентрация чувствительных окончаний в слизистой надгортанника, входа в гортань и в области черпаловидных хрящей, появляются более сложные формы рецепторов. У годовалого ребенка можно четко проследить концентрацию рецепторов в области первой и второй рефлексогенных зон. Третья рефлексогенная зона начинает оформляться в 5-7 лет, и лишь к 7 годам топологически гортань ребенка. Начинает напоминать гортань взрослого человека. Наряду с формированием рефлексогенных зон в гортани усложняется и их структура. В мышцах, суставах, надхрящнице разветвляются чувствительные нервные окончания. Наибольшее количество рецепторов располагается в надхрящнице надгортанника и черпаловидных хрящей.

Двигательная иннервация гортани осуществляется блуждающим нервом. Верхний и нижний гортанный нервы обеспечивают подвижность мышц гортани. Мышцы голосовых складок — щиточерпаловидные и голосовые мышцы — обильнее обеспечены двигательными рецепторами по сравнению остальными мышцами гортани.

Таким образом, возрастными морфологическими особенностями гортани являются:

1. Более высокое расположение гортани у детей.

2. Несформированность голосовой мышцы до 11 — 12 лет, обилие слизистых желез во всех отделах гортани.

3. Преобладание фальцетного механизма фонации за счет активности перстнещитовидных мышц.

Мутация — смена голоса — явление физиологическое, которое связано с бурным ростом гортани и всего организма период полового созревания. До мутации голосовой аппарат девочек и мальчиков практически одинаков. Начало функционирования половых желез у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желез гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в; мужскую, что приводит к понижению голоса на одну-полторы октавы. Изменения в голосе девочек не так заметны, так как увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на 3—4 мм, в результате голос понижается только на терцию, поэтому Н.Д. Орлова (1963) называет этот период в развитии голоса девушек — эволюцией.

В период мутации меняется механизм голосообразования: на смену фальцетному, характеризующемуся натяжением и смыканием краев голосовых складок и головным резонированием, формируется новый механизм голосообразования, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок и включается грудное звучание.

По наблюдениям автора и данным литературы, мутация сейчас начинается несколько раньше, чем столетие назад, и зависит от климатических и географических условий. У жителей южных районов изменения голоса наступают раньше, чем у народов северных стран: мальчиков в 12—13 лет, у девочек — в 10-11 лет. Перемена голоса у юношей длится от 6 месяцев до 2 лет, у девочек мутация протекает от 6 недель до 3 месяцев.

Весь период мутации может быть разделен на три стадии: предмутационную, собственно мутационную и постмутационную.

В предмутационной стадии появляются первые признаки приближающейся мутации: отмечается сужение диапазона, утрачиваются высокие ноты, появляется быстрая утомляемость. Голос становится жестче, напряженнее. При микроларингост-копии можно наблюдать повышенную инъецированность сосудов, скопление слизи на голосовых складок.

Собственно мутационная стадия характеризуется бурным ростом гортани и голосовых складок, изменением механизма голосообразования. Рост гортани у мальчиков проходит как в продольном, гак и поперечном направлении от 1 до 2 см. Увеличиваются и размерах все хрящи, особенно доступный для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи «адамово яблоко». Голосовые складки удлиняются на 6 - 10 мм и достигают 20-25 мм.

В некоторых случаях возможно покраснение средних отлети гортани, разрыхленность слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой ее части. При фонации остается просвет, имеющий форму удлиненного треугольника в задних отделах — «мутационный треугольник»

В этот период увеличивается объем глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. При обычном осмотре можно наблюдать явно выраженное напряжение наружных гортанных мышц и излишнее напряжение оральной мускулатуры.

И таблице 2 представлены средняя длина голосовых складок до и после пубертатного периода.

Таблица 2

Средняя длина (мм) голосовых складок до и после пубертатного периода (по А.Е. Aroson, 1990)

Период Пол До пубертат­ного периода Пубертат­ный период Прирост Увеличение, %
Мальчики 17,35 28,21 11,57  
Девочки 17,31 23,15 4,16  

Акустические изменения ярко выражены. Голос подростков характеризуется непостоянством и вариабельностью: тональность звучания меняется в пределах октавы, поочередно включаются головной и грудной регистры, происходит изменение диапазона, интонационные возможности ограничены. Создается впечатление, что ребенок не может управлять своим голосом. У 1/5 мальчиков мутация протекает как «ломка» голоса.

У остальных голос меняется постепенно, незаметно для самого ребенка и окружающих. Лишь иногда появляется повышенная утомляемость и легкая охриплость. Элементы звучания взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который приобретает мужской или женский тембр.

Таблица 3

Динамика основной и минимальной высот тона у различных возрастных групп (по А.Е. Аroson, 1990)

Стадии МЧТ (минимальная частота тона) ЧОТ (частота основного тона)
Предмутационный период 218 Гц АЗ 259 Гц С4
Ранняя мутация 206 Гц АbЗ 226 Гц ВbЗ
Высота мутации 174 Гц FЗ 210 Гц АbЗ
Завершение мутации 148 Гц DЗ 186 Гц FЗ
Постмутационная стабилизация 125 Гц В2 151 Гц DЗ

В других случаях мутация протекает более остро. Голос неожиданно начинает срываться, появляются низкие ноты басового или баритонального тембра. По мере завершения мутации такие явления отмечаются реже. Встречаются такие формы мутации, когда мягкий детский голос внезапно становится грубым, появляется хрипота вплоть до полной афонии. Через некоторое время охриплость исчезает, и у подростка оформляется голос взрослого. В литературе описаны случаи очень быстрой смены голоса, продолжавшейся у мальчиков 1-2 дня.

Патофизиологический механизм фонации во время мутации заключается в дискоординации слаженного механизма голосообразования. С одной стороны, закрепившийся стереотип фальцетного звучания, а с другой стороны, изменения, связанные с быстрым ростом гортани и голосовых складок, и обуславливают нестабильность звучания. Тогда, когда при фонации преобладает функция m. cricolhyreodeus, сильное напряжение. Которой является причиной поднятия гортани в верхнее положение включается фальцетный механизм. Сменяющая гиперактивность голосовых складок определяет образование грудного голоса. Для выработки правильных фонационных кинестезий требуется продолжительной время.

Подростки по-разному реагируют на появившийся у них. Юноши долго не могут привыкнуть к новому голосу, стараются говорить привычным для них высоким тембром, избегают возможности пользоваться низким голосом. И постмутационной стадии происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливается диапазон и тембр. Этот период продолжается 1—2 года и имеет большое

значение для вокалистов. Так как голос еще не окреп и отмечается быстрая утомляемость голосового аппарата, вокальные педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребенка. Спокойно протекающая мутация — физиологический процесс не требует никакой терапии, кроме охранительного голосового режима. У вокалистов следует выделить следующие стадии:

1. предмутационную, раннюю мутационную,

2. выраженную мутационную (высота мутации, пик мутации, разгар мутации), уменьшение (спад) мутации,

3. постмутационную стабилизацию,

4. постмутационное развитие.

Таблица 4

Характеристики голоса соответственно стадиям мутации (по G.Cooksey, 1998)

Стадия мутации Характеристики голоса (описание)
Предмутация Неизмененный голос: демонстрирует полный набор спектральных формант на всем диапазоне частот; наибольшие размеры вокального тракта до наступле­ния мутации у лиц, имеющих «низкое, глубокое мальчиковое сопрано».
Стадия мутации Характеристики голоса (описание)
Ранняя мутация Промежуточный голос 1: границы верхней части спектра четко не опреде­лены, не выражены; повышен шум (придыхание), внутренние и наружные мышцы гортани напряжены при пении над С5; едва выравнивается качество голоса.
Разгар мутации Промежуточный голос 2: первое появление смены фальцетного регистра; усиление амплитуды формант по всему спектру с повышением шума в верхней части в диапазоне от 4,1—8,0 кГц; качество голоса «тоньше», «осиплее».
Спад мутации Промежуточный голос 2А: Продолжается снижение амплитуды формант в части спектра; отмечается значительное повы­шение шума. Начало появления частоты основного тона, контроль (управление) мышцами гортани значительно снижен; придыхание; для усиления звучания голоса характерна гиперфункция голосо­вых складок вокального тракта.
Постмутационная стабилизация Новый тембр: небольшие изменения в амплитуде, стабилизация верхних/ нижних регистров; меньше шумов, форманты приближаются к нормам взрослых; стабилизируется фальцетный регистр, качество может быть устойчивым/ясно слышным, отчетли­вым, но отсутствует полноценное богатство взрослого голоса; отставание (несовершенство) высоты тона воз­можно вследствие приспособления моторных навыков к новым размерам.
Стадия мутации Характеристики голоса (описание)
Ранняя мутация Промежуточный голос 1: границы верхней части спектра четко не опреде­лены, не выражены; повышен шум (придыхание), внутренние и наружные мышцы гортани напряжены при пении над С5; едва выравнивается качество голоса.
Разгар мутации Промежуточный голос 2: первое появ­ление смены фальцетного регистра; усиление амплитуды формант по всему спектру с повышением шума в верхней части в диапазоне от 4,1—8,0 кГц; качество голоса «тоньше», «осиплее».
Спад мутации Промежуточный голос 2А: Продолжается снижение амплитуды формант в части спектра; отмечается значительное повы­шение шума. Начало появления частоты основного тона, контроль (управление) мышцами гортани значительно снижен; придыхание; для усиления звучания голоса характерна гиперфункция голосо­вых складок вокального тракта.
Постмутационная стабилизация Новый тембр: небольшие изменения в амплитуде, стабилизация верхних/ нижних регистров; меньше шумов, форманты приближаются к нормам взрослых; стабилизируется фальцетный регистр, качество может быть устойчивым/ясно слышным, отчетли­вым, но отсутствует полноценное богатство взрослого голоса; отставание (несовершенство) высоты тона воз­можно вследствие приспособления моторных навыков к новым размерам.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: