Глава 2. Изучение акустических показателей голоса

Исследование интенсивности звучания

Данные об интенсивности звучания голоса получают несколькими способами:

— измеряют шумомером;

— при проведении ларингостробоскопии снимают показания с анализатора частот фирмы «Брюль и Къер», тип 2107 или других измерительных приборов, например, «Vосаl-2» или компьютерных программ «Видимая речь». Измерение интенсивности осуществляют неоднократно с интервалом 3—5 минут, вычисляя средние показатели. Среднюю интенсивность и динамический диапазон (по методике Ю.С. Василенко, 1975) определяют по формулам, имеющимся в инструкции к прибору:

ССУ = L/t,

где L — уровень спада интенсивности голоса от начала до конца фонации, t — время фонации;

— с помощью прибора «Vоса1-2», преобразующего звуковой сигнал голоса испытуемого в электрический и световой, динамически меняющийся на экране монитора;

— при определении «голосового поля» прибором фирмы «Хайнеманн» (более подробно описано ниже).

Методика определения основной частоты

Данные об основной частоте голоса получают при проведении ларингостробоскопии. Перед настройкой аппаратуры на табло фиксируются значения частоты основного тона при произнесении гласного звука.

Исследование проводится во всем доступном для тестируемого частотном диапазоне, особое внимание обращается на возможность варьирования F0.

Кроме того, для определения частотного диапазона используется компьютерная программа «Видимая речь», которая позволяет проводить исследовательскую работу и применяется для голосового тренинга. Для исследования частоты основного тона применяются модули «Высота» (градусник) и «Спектр».

Тестируемый длительно произносит заданный звук. На экране дисплея в зависимости от высоты голоса ртуть на термометре поднимается при изменении высоты звучания. Справа внизу индикатор фиксирует границы частотного диапазона. В дальнейшем эти параметры используются для выбора начальной тональности в работе над диапазоном голоса.

Модуль «Спектр» позволяет одновременно исследовать частотные и динамические характеристики в процессе занятий.

В таблице 5 приведены ЧОТ и частотный диапазон у девочек и мальчиков разных возрастных групп.

Таблица 5

Частота основного тона и частотный диапазон у девочек и мальчиков разных возрастных групп (в Гц) (по D.K.Wilson, 1990)

Возраст, годы Мальчики Девочки
  ЧОТ Частотный диапазон ЧОТ Частотный диапазон
1-2   340-470   340-470
    255-360   255-360
    240-340   240-340
    225-320   225-320
    220-315   220-315
    220-310   220-310
    210-295   215-300
    200-285   205-290
    195-280   205-290
    195-275   200-285
    195-275   200-285
13а   195-275   200-285
13б   140-215   195-275
    140-215   195-275
    135-205   185-260

Спектральный анализ гласных звуков

Наиболее информативным методом исследования является спектральный анализ, позволяющий судить о формантой структуре звука, его интенсивности и изменении F0 в динамике.

Первоначально проводится запись голоса на высокочувствительную магнитную ленту магнитофона в звукоизолированном помещении. Расстояние от конденсаторного микрофона до рта говорящего составляет 0,5 м. После предварительного вдоха просят испытуемого произнести максимально долго гласные звуки в удобной тональности.

Для изучения структуры фразовой речи используют тестовую фразу в утвердительной интонации. Например: «Одна у человека мать родная, одна у него и Родина — это истина», в которую включены все гласные фонемы русского языка.

После этого речевой материал подвергается всестороннему анализу на различной измерительной аппаратуре.

Для этих целей применяют треть-октавный анализатор в реальном времени фирмы «Брюль и Къер», тип 3347; диалоговую человеко-машинную систему, разработанную в Институте проблем управления АН СССР.

Полученные магнитофонные записи пропускают через блок специальной аппаратуры, результаты преобразования звукового сигнала высвечиваются на экране и фиксируются на бумаге.

Спектрографический анализ, проведенный на динамическом спектрографе, особенно ценен, так как позволяет определить все интересующие параметры звука во временном плане, обработать полученные результаты на ЭВМ. Изменение интенсивности оценивается по семибалльной шкале.

Метод определения «голосового поля»

Для определения «голосового поля» можно использовать шумомер, пианино, а в последнее время — приборы фирмы «Хайнеманн», «Атмос».

Обследуемому предлагают на форте и пиано повторить звуковой сигнал. Исследование начинается с низких тонов по всему доступному диапазону. Полученные показания заносят на специальный бланк — фонетограмму, в котором по оси абсцисс документируется интенсивность звука в от 40 до 120 дБ, по оси ординат регистрируются частотные характеристики в доступном диапазоне (от 49 до 1568 Гц). Соединение координат позволяет получить графическое изображение «голосового поля» в динамике: до начала занятий, в процессе и после завершения курса лечения.

Исследование позволяет не только оценить голосовые возможности обучающихся, но и правильно выбрать тональность для начала коррекционной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: