Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 51

расстройство и назвал его «дисфония палатина» или «пала-тофония».

Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса в комплексе коррекцион-но-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи этих мероприятий — норма­лизация тембра, развитие природных голосовых данных де­тей, восстановление двигательной функции гортани при за­болеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения.

К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, относятся постановка физио­логического и фонационного дыхания, профилактика дист­рофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроиз-ношения.

После операции работа над голосом состоит из дыхатель­ной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафраг­мы, усиление нёбно-глоточного смыкания, выработки навы­ка правильного голосоведения, расширения диапазона голо­са, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на ис­правление фонетической стороны речи.

Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I этапе с постановки гласных фонем. На II этапе они продол­жаются в виде вокальных упражнений, которые дают наи­лучший эффект в решении основной задачи — развитии под­вижности нёбной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточ­ностью и расщелинами нёба основано на тесной филогене­тической и функциональной связи мягкого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёбной занавески рез­ко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднимается и примы­кает к задней стенке глотки.

Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю муску­латуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать


52 и. И. Ермакова

рот, увеличивать силу звука. Методика проведения фонепе-дических упражнений и их последовательность при ринола-лии имеют ряд особенностей.

На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вначале звуков оиэ, через 2—3 урока прибавляется о, еще через неделю и и последним у. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонов, а новизна материала и ощу­щений и восприятие музыкальных тонов еще больше затруд­няет слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м заня­тии после повторения гласных, когда появляется хотя бы не­значительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пе­нием гласных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.

При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения о или э на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезву­чия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попыт­ки осуществляют только под контролем логопеда. При рас­слаблении нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд до 12 раз в день под ак­компанемент фортепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сег­менты нёба в высокой позиции. Поэтому при снижении слу­ха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5—4 тона.

Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыка­ния мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют вер­хнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: