Выделяют шесть последовательных этапов актуализации и усвоения данного мотива в конкретной деятельности:
- Привлечение внимания к содержанию деятельности.
- Обретение человеком в ходе разнообразных игр и при выполнении специальных упражнений опыта мышления, поведения, эмоционального реагирования, характерного для высокомотивированных людей.
- Усвоение человеком специальных понятий, которые означают различные компоненты мотива достижения.
- Соотнесение человеком данного мотива (конкретной деятельности) со своим личным идеалом, со своими основными духовными ценностями и личное принятие мотива.
- Практическое использование человеком приобретенных знаний в реальных жизненных ситуациях.
- Самостоятельное поведение в соответствии с усвоенным мотивом.
В концепции мотивации Д. Макклелланда в (1965 г) рассматриваются три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности.
1.Впервые в систему побудителей человеческой активности вводится потребность во власти как таковой. Она рассматривается как синтетическая и производная от потребностей в уважении и самовыражении.
|
|
2.Потребность в успехе (или мотивация достижения) – вторая базовая потребность личности. Автор одним из первых показал, что человеку свойственно не просто «хотеть чего-то», но и определять для себя уровень овладения объектом своего желания – вырабатывать собственную «планку» достижений; таким образом, сама по себе потребность в успехе (а через него – в признании со стороны других) является общей для всех, однако мера ее развития различна. Макклелланд полагал, что от степени развития этой потребности зависят достижения человека и в конечном счете – процветание и могущество той или иной страны.
Люди с высокой мотивацией достижений (к успеху) пытаются быть впереди, стремятся преуспевать и брать на себя ответственность за решение проблем. В одном из исследований МакКлелланд обнаружил, что 83% студентов с высокой потребностью в достижениях заняли должности, требующие способности рисковать, принимать решения и достигать большого успеха,- такие, как в управлении бизнесом.
МакКлелланд рассматривал потребность в присоединении, или принадлежности, аналогично потребности в принадлежности по Маслоу. Эта потребность мотивирует людей приобретать друзей, становиться членом групп и ассоциироваться с другими. Люди с высокой потребностью в присоединении склонны ставить желание быть с другими впереди потребности преуспевать.
Потребность во власти относится к желанию обрести и осуществлять контроль над другими. Цель — влиять на других людей, направлять их и, возможно, доминировать над ними. Потребность во власти может быть позитивной, выливаясь в силу убеждения, вдохновления других и решения проблем. Потребность во власти может быть негативной, если она выливается только в желание доминировать над людьми и подчинять их себе.