Формирование мотива достижения в конкретной деятельности

Выделяют шесть последовательных этапов актуализации и усвоения данного мотива в конкретной деятельности:

  1. Привлечение внимания к содержанию деятельности.
  2. Обретение человеком в ходе разнообразных игр и при выполнении специальных упражнений опыта мышления, поведения, эмоционального реагирования, характерного для высокомотивированных людей.
  3. Усвоение человеком специальных понятий, которые означают различные компоненты мотива достижения.
  4. Соотнесение человеком данного мотива (конкретной деятельности) со своим личным идеалом, со своими основными духовными ценностями и личное принятие мотива.
  5. Практическое использование человеком приобретенных знаний в реальных жизненных ситуациях.
  6. Самостоятельное поведение в соответствии с усвоенным мотивом.

В концепции мотивации Д. Макклелланда в (1965 г) рассматриваются три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности.

1.Впервые в систему побудителей человеческой активности вводится потребность во власти как таковой. Она рассматривается как синтетическая и производная от потребностей в уважении и самовыражении.

2.Потребность в успехе (или мотивация достижения) – вторая базовая потребность личности. Автор одним из первых показал, что человеку свойственно не просто «хотеть чего-то», но и определять для себя уровень овладения объектом своего желания – вырабатывать собственную «планку» достижений; таким образом, сама по себе потребность в успехе (а через него – в признании со стороны других) является общей для всех, однако мера ее развития различна. Макклелланд полагал, что от степени развития этой потребности зависят достижения человека и в конечном счете – процветание и могущество той или иной страны.

Люди с высокой мотивацией достижений (к успеху) пытаются быть впереди, стремятся преуспевать и брать на себя ответственность за решение проблем. В одном из исследований МакКлелланд обнаружил, что 83% студентов с высокой потребностью в достижениях заняли должности, требующие способности рисковать, принимать решения и достигать большого успеха,- такие, как в управлении бизнесом.

МакКлелланд рассматривал потребность в присоединении, или принадлежности, аналогично потребности в принадлежности по Маслоу. Эта потребность мотивирует людей приобретать друзей, становиться членом групп и ассоциироваться с другими. Люди с высокой потребностью в присоединении склонны ставить желание быть с другими впереди потребности преуспевать.

Потребность во власти относится к желанию обрести и осуществлять контроль над другими. Цель — влиять на других людей, направлять их и, возможно, доминировать над ними. Потребность во власти может быть позитивной, выливаясь в силу убеждения, вдохновления других и решения проблем. Потребность во власти может быть негативной, если она выливается только в желание доминировать над людьми и подчинять их себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: