Темы и краткое содержание курса

Кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности

Программа учебной дисциплины

«Основы психологического консультирования»

Автор: ст. преподаватель Ю.Л. Ковалева

Рецензент: доцент Горбатов С.В.

Санкт-Петербург

2008 г.


I. Организационно-методический раздел.

1. Цель курса.

Ознакомление с основами психологического консультирования.

2. Задачи курса.

Обзор основных направлений психологического консультирования; формирование базовых знаний о личности консультанта; рассмотрение различных моделей консультирования; формирование, тренировка и развитие навыков, необходимых консультанту.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс должен прослушиваться после базового курса «Теории личности».

4. Требования к уровню освоения курса.

В результате изучения курса у студентов должно сформироваться четкое представление об основных направлениях психологического консультирования; должны быть сформированы основные навыки, необходимые консультанту.

II. Содержание курса

Разделы курса.

1.1. Введение в психологическое консультирование.

1.2. Личность консультанта.

1.3. Консультационный процесс.

1.4. Консультант и клиент.

1.5. Психодинамические направление в психологическом консультировании.

1.6. Гуманистическое направление в психологическом консультировании.

1.7. Когнитивно-бихевиоральное направление в психологическом консультировании.

Темы и краткое содержание курса.

1. Этические основы работы консультанта. Понятие этических основ. Основные принципы (принцип конфиденциальности, принцип соблюдения границ (границы компетентности, пространственно-временные, ролевые, личностные границы); принцип безопасности). Этические кодексы психолога и консультанта.

2. Понятие психологического консультирования. Определение психологического консультирования. Место психологического консультирования в системе оказания психологической помощи. Психологическая поддержка. Предоставление информации, подача совета, приведение в прямое соприкосновение, диагностика. Психотерапия и консультирование. Медицинская и психологическая модель. Цели и задачи консультирования.

3. Виды и формы консультирования. Общие представления: принципы и задачи психолого-педагогического консультирования; супружеского и предсупружеского консультирования; кризисного консультирования; проблемно-личностного консультирования; служба психологической помощи по телефону. Формы консультирования: индивидуальное, групповое, системное.

4. Личность консультанта. Самоанализ, самоосознание. Принятие себя. Личностные границы. Классификация типов самораскрытия личности консультанта в зависимости от определяющего аспекта. Качества, необходимые консультанту (эмпатия, уважение, конкретность, подлинность, конгруэнтность, непосредственность). Виды, формы и уровни эмпатии. Практические занятия: опросник М.Куна и Мак-Партланда «Кто я такой?»; осознание личностных границ; умение идентифицировать и отслеживать собственные поведенческие и эмоциональные реакции.

5. Базовые навыки консультанта. Умения и навыки, необходимые консультанту (умение установить контакт; умение присоединения; умение сформировать и поддерживать рабочий альянс; умение работать со своими чувствами и чувствами других людей; умение использовать вербальные и невербальные средства коммуникации; умение построить и провести беседу). Навыки и принципы включенного слушания (перефразирование, отражение чувств клиента, прояснение, присоединение чувства к содержанию, отражение собственных чувств). Практические занятия: эмпатическое слушание; развитие конгруэнтности; принятие клиента; безусловное отношение.

6. Личность клиента. Терапевтические качества клиента (вербальные способности, склонность к реакциям по экстра- и интровертированному типу, широта поведенческого и эмоционального репертуара, искренность, открытость и спонтанность, способность выдерживать нагрузки терапевтичесого процесса, способность к самоисследованию). Уровни самоисследования (поверхностный уровень, уровень отклика, уровень механического описания, уровень инсайта). Классификация эмоций по причине происхождения (первичные адаптивные, первичные неадаптивные, вторичные, инструментальные).

7. Взаимодействие консультанта и клиента. Принятие обязательств. Степень вовлеченности личности клиента и личности консультанта в терапевтический процесс. Качество отношений между консультантом и клиентом и уровень их осознанности. Образцы коммуникаций консультанта («когнитивное понимание», «понимание эмоций», «переживание эмоций», «поддержка», «активизация», «нести ответственность и разделять ответственность», «информировать», «учиться», «конфронтация», «переживания тела»). Цикл эмпатического реагирования (фаза эмпатической установки, эмпатический резонанс, эмпатический отклик, обратная связь). Барьеры общения. Вербальные и невербальные средства коммуникации с клиентом. Мишени фокусировки внимания консультанта (опыт, поведение, чувства и состояния). Практические занятия: наблюдение цикла эмпатического реагирования, идентификация и разделение опыта, поведения, чувств и состояний.

8. Модели взаимодействия и ролевые стратегии консультанта. Симптоматическая, семантическая, энергетическая модели воздействия. Уровни воздействия и взаимодействия. Ролевые стратегии консультанта (авторитарно-недирективная позиция «мать», авторитарно-директивная позиция «отец», партнерско-директивная позиция «брат», партнерско-недирективная позиция «сестра»). Интервенции консультанта («когнитивное понимание», «понимание эмоций», «переживание эмоций», «поддержка», «активизация», «нести ответственность и разделять ответственность», «информировать», «учиться», «конфронтация», «переживания тела»). Практические занятия: определение собственной ролевой стратегии при взаимодействии с партнером.

9. Консультационный процесс. Организация пространства. Создание атмосферы доверия. Понятие об активности клиента. Установление рабочих отношений. Понятие о психотерапевтическом контракте. Стадии консультационного процесса (установление отношений, изложение проблемы, анализ проблемы, определение и формулировка проблемы, проработка проблемы, завершение, контроль). Критерии окончания работы. Завершение терапии. Эффективность терапии. Первичное интервью. Схема анализа проблемы. Принципы формулирования терапевтической цели.

10. Психодинамическое направление в психологическом консультировании. Основные понятия:Освобождение Эго для дальнейшего развития, интеграция сознательных и бессознательных компонен­тов психики, осознание детерминирующих мотивов своего поведения и собственных внутренних ресур­сов, развитие функций Эго, развитие зрелых от­ношений, разделение внутренней и внешней реальности, интеграция прошло­го и настоящего опыта, прояснение места своего Я среди других, достижение идентичности, преодоление изоляции, формирование базового доверия, компетентности, интимности, интеграция Эго, социальный интерес, осознание и формирование стиля жизни и развитие творческого Я.

11. Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Основные понятия: личностный рост, становление, бы­тийная любовь, вершинные переживания, креативность, конгруэнтность, открытость переживанию, полноценно функционирующий человек, стремление к самоактуализации, самодостаточности, зрелости, компетентности, экзистенциональное существование, чувство свободы.

12. Когнитивно-бихевиоральное направление в психологическом консультировании. Основные понятия:рациональность, управление, понимание, конструктивный альтернативизм, прогнозирование будущего, адекватные интерпретации, интерес к самому себе, общественный интерес, самоуправление и самоконтроль, фрустрационная устойчивость, гибкость, принятие неопределенности, ориентация на творческие планы, научное мышление, принятие самого себя, способность рисковать, регулируемый гедонизм, реалистичность, ответственность за свои эмоциональные проявления.

III. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Можете ли вы рассматривать какие-либо события, происходившие в вашей жизни, как свидетельство протекания бессознательных психических процессов? Приведите примеры.

2. Вы осознаете, что ваше Эго использует защитные механизмы, чтобы отражать атаки тревоги? Какие это механизмы? Как вы их используете?

3. Приведите примеры собственных конкурирующих реакций, направленных на торможение тревоги, которую вы переживали, проявляя определенные реакции.

4. Оцените ваш стиль жизни и проанализируйте, достаточно ли релаксирующим он является.

5. Выберите конкретную ситуацию, в которой вы могли бы быть более ассертивными. Поставьте цели, касающиеся изменения поведения.

6. Оцените, в какой степени выражены у вас признаки полноценно функционирующих или самоактуализирующихся людей: открытость переживанию, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства, способность к поддержке хороших межличностных отношений.

7. Оцените и проанализируйте роли и игры, которыми вы пользуетесь с целью получения поддержки со стороны окружающей среды вместо развития своей самостоятельности.

8. Проанализируйте, в какой области ваше целостное поведение не позволяет вам получить желаемое? Составьте план, чтобы в больше степени отвечать за свое поведение.

9. Составьте список факторов, которые в период вашего взросления, возможно, внесли вклад в усвоение вами ошибочных способов мышления.

10. Подумайте о какой-нибудь имеющейся у вас конкретной проблеме. Выявите и идентифицируйте автоматические мысли, возникающие у вас в связи с этой проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: