Случай 8

Этот пример мы лишь наметим обзорно, выделяя центральные для раскрытия сущности метода обобщённой редукции детали.

На практическом занятии по психотерапии у студентов-психологов очного отделе-ния на роль клиентки вызвалась искренняя, открытая, с весёлым нравом девушка пикни-ческого телосложения. Первоначально она заявила о своей проблеме, как о тревоге, вы-званной возникающей иногда необходимостью бежать за троллейбусом, особенно в случаях опоздания или цейтнота. Пояснила она эту тревогу через чувства страха и дискомфорта, связанные с фантазией о том, что пассажиры троллейбуса разглядывают её бегущую да ещё злорадствуют, когда она не успевает сесть и подбегает к закрытой двери троллейбуса.

Проблема выглядела психоаналитично и, наверняка, при трёхгодичной работе могла бы украсить главы аналитической теории по фантазмам, страхам и бессознательному желанию быть увиденной обнажённой. В нашем же случае мы располагали одной парой, т.е. 120 минутами времени и, кроме того, это было учебное занятие, которое необходимо структурировать и завершать терапевтическим итогом. Поэтому мы пошли актив-ными путями, проторёнными методами психодинамической терапии.

Участники группы пробовали прояснить, что это за страх и какова его этиология; в каких ситуациях клиентка испытывает сходные эмоциональные проявления, т.е., на что похожа эта ситуация; пробовали развить фантазм клиентки в направлении, что может произойти самого ужасного в случае...(опоздания на троллейбус, падения у всех на глазах и т.д.); старались эксплицировать возможные вторичные выгоды такого пове-дения клиентки, и даже пытались установить ситуации, из которых могло произойти смещение тревоги.

Если постфактум прокомментировать активность участников терапевтической группы на этом сеансе, то уверенно можно утверждать, что группа активно отозва-лась на проблему клиентки и подошла к разрешению этой проблемы со всей серьёзностью.

С другой стороны, с первых слов девушки и на протяжении всей работы обращал на себя внимание диссонанс между некоторой вычурностью самой проблемы и формой её подачи. Клиентка буквально лучилась жизнерадостностью и весельем, постоянно улыбалась, чувствовала себя раскованно и непринуждённо, с удовольствием отвечала на вопросы и др. Налицо некоторая демонстративность, но без патологической акцентуации. Кроме того, ведя ещё ряд дисциплин в этой группе, терапевт знал клиентку как достаточно спокойную, устойчивую девушку. Анализируя складывающуюся ситуацию, он, в силу указанных причин, задался вопросом: “Зачем студентке нужно привлечь к себе внимание, да ещё в столь необычной форме?”

Между тем динамика терапевтической работы мягко переходила в направление расхваливания клиентки. Последняя вроде бы не особо “прибеднялась”, стимулируя утешения, однако в группе заговорили об её организаторских способностях, вспомнили о том, что она очень добрая, спокойная, отзывчивая, играет на гитаре, душа компании и др. Дошло до того, что одна из студенток высказалась с сожалением: “Как было скучно без тебя эту неделю”.

Последняя реплика активировала собственную память терапевта. Он вспомнил, что всю прошедшую неделю клиентка проболела и отсутствовала в своей учебной группе.

Вот оно что!

Обладая высоким социальным статусом, девушка, пропустив неделю, бессознательно устроила вхождение в группу по самому выигрышному сценарию. Используя этот сценарий, она не только возвращала себе утраченный на время статус, но и устанавливала дополнительную степень близких и доверительных отношений со всеми членами сво-ей группы.

Подготавливая такую интерпретацию, терапевт бережно отнёсся к внутригруп-повым взаимоотношениям. Сама же клиентка в момент речи терапевта сияла и благоухала - не только был удовлетворён её бессознательный запрос, но и позитивно отмети-ли форму удовлетворения этого запроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: