Билет 23 орнамент

1. ОРНАМЕНТ (лат. Ornamentum — "снаряжение, вооружение" от Ornare — "вооружать, оснащать, снабжать необходимым") — отвлеченный тип изображения, узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Как и декор, орнамент относится к роду композиции, основной художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окружающей средой: декорируемой поверхностью, объемом, массой. Иными словами, орнамент возникает из необходимости согласования изобразительных форм с особыми условиями их существования на поверхности какого-либо изделия. Мастер, художник вынужден соотносить, осмыслять возникающие при этом композиционные связи, преображать отдельные элементы изображения и их собственные, внутренние связи по отношению к формату, качествам объемности или плоскостности, открытости или закрытости, тональности, фактуры, текстуры, материальности декорируемой поверхности. Для этого используют три основных метода преображения формы: абстрагирование (отвлечение от конкретной пространственной и свето-воздушной среды), геометризацию и стилизацию (подчинение характера изображения структуре декорируемого изделия). Однако в отличие от декора орнамент, прежде всего по причине значительной степени абстрагированности, имеет в общей композиции художественного произведения не идеологический смысл, а формальное значение.

Декор связан с общей композицией изделия более сложно; декорирование означает не согласование или приспособление, а, скорее, противоборство, активное взаимодействие. В одних случаях декор "подчиняет" себе форму изделия, в иных возникает неустойчивое равновесие. Декоративное изображение, будь то роспись вазы, мозаика, фреска, витраж, плафон, чем более развертывается в пространстве, тем сложнее становится, тем сильнее стремится вырваться за ограничивающие его пределы (в содержательном и формальном смысле). Так, Микеланжело, расписывая плафон Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—1512), т. е. решая поставленные перед ним декоративные задачи, зрительно " разрушил " архитектуру, поскольку его грандиозный замысел не мог вписаться в отведенные границы.

Декоративнаякомпозиция меняет, преображает окружающее пространство, придает ему иной вид и смысл. Не случайно даже в камерной античной вазописи древнегреческие мастера заключали декоративныеизображения в орнаментальные обрамления, поскольку их композиция, форма и мифологический сюжет с трудом согласуются с конструкцией и формой вазы, они стремятся вырваться из тесных пределов замкнутого объема сосуда.

Билет 24(25)
1. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Натюрморт (франц. nature morte, буквально – мёртвая природа; англ. still life – неподвижная жизнь) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей, даже людей – может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: