Состояние психологического знания в Средние века

История Средних веков: с V по XVI в. и первую половину XVII в. - эпоха возникновения, развития и упадка новой социальной структуры – феодализма (в исторической науке). Рубеж между Средними веками и Новым временем - первая буржуазная английская революция 1640-1660 гг. Арон Яковлевич Гуревич (российский историк, культуролог: складывается понятие о личности (Боэций - VI в., Ф. Аквинский - XIII в., Дуне Скот - XIII в., Данте - XIII - XIV вв.). Личность в Средние века не является носителем индивидуальных качеств: индивидуальное невыразимо. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно предписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена определенной общности. Личность демонстрирует типическое, она – «микрокосм социально-культурной системы» (Гуревич).

Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни.

На важность средневековых психологических знаний указывали Юнг и Фромм.

Жак Ле Гофф – современный французский историк.

А.Я. Гуревич – работы «Категории средневековой культуры», «Словарь средневековой культуры».

В конце XII века появляются первые университеты (в Италии).

Средневековые века были периодом теологического эмпиризма. В архитектуре – соборы, в скульптуре – персонажи Библии, в изобразительном искусстве – иконы. Философия была объявлена служанкой богословия.

Раймонд Луллей (XIII век) разрабатывал правила построения силлогизмов, моделирования логических операций. Попытка машинизировать мыслительный труд в форме дедуктивного умозаключения.

Отношение к труду

Сначала труд рассматривался как проклятие за грехопадение. Затем отношение к труду меняется. Он превращается в призвание. Сельскохозяйственный труд для монахов. Ремесленный труд для крестьян.

Символизм средневекового мышления

Человек во всём видел символы и старался их толковать.

Представление о личности

Личность понималась не как индивидуальность. Жизнь была разделена на корпорации (классы), каждый был включён в какую-то группу. Личность – наиболее типичные черты представителей той общности, к которой принадлежит человек.

Пьер Абеляр (1079-1142) – философ-схоласт. Следуя девизу Сократа – «познай самого себя» – в автобиографии «История моих бедствий» описал пережитое им в личной жизни, изложил свои размышления над вопросами философии и богословия.

Представления о душе развивались в трудах средневековых арабоязычных философов и врачей – Авиценны, Альгазена, Аверроэса и др.

Авиценна (Ибн Сина) (980-1037) – философ и врач. В учении о душе следовал Аристотелю. В главном труде «Канон врачебной науки» изложил взгляды Галена и свои комментарии к ним.

Альгазен (Ибн аль-Хайсам) (965-1039) в «Оптике» описал строение глаза, впервые ввёл названия его частей – стекловидное тело, роговое оболочка, хрусталик. Описал процесс зрительного ощущения и феномены зрения.

Реализм в схоластике. Основатель – Ансельм.

Реализм учил о том, что общее существует так же реально, как и отдельные предметы. Если есть понятие о боге, значит, есть и бог.

Номинализм в схоластике. Росцелин.

Существует только отдельное, индивидуальное. Общие понятия – это только названия. Никакой отдельной реальности, кроме индивидуального существования, нет.

Абеляр критиковал как реализм, так и номинализм. Он ввёл концептуализм. Общее существует, но не отдельно от конкретных вещей, а как обобщение того, что есть общего среди конкретных вещей.

Фома Аквинский (1225-1274) – самый видный схоласт. Пытался согласовать учение Аристотеля о душе с фундаментальными проблемами веры. Получил задание от католической церкви оформить вероисповедание в виде философской концепции.

Различал познание естественное (человеческое) и сверхъестественное путём божественного откровения. Активность познания выражал в понятии интенции (интенциональности).

Вслед за Аристотелем рассматривал душу как форму тела, выделял три типа душ. Выделял различные способности разных типов душ (больше, чем у Аристотеля). Пришёл к заключению, что человек может познать очень многое, сила его разума безгранична. Познание человека развивается так, что его результаты всё больше теряют связь с материальными явлениями. В мышлении происходит освобождение от всего материального. Человек приходит к познанию наивысшей реальности, абсолюта – бога. На этом его познание останавливается.

Но получается, что в таком случае бога может познать только образованный человек, способный пройти весь путь познания. Поскольку бога должен уметь познать не только образованный человек, должна быть вера (в авторитет священного писания).

Секуляризация

Большинство схоластов использовали дедуктивный метод и анализировали священное писание.

Роджер Бэкон (XIII век)

Нужно использовать не только ссылку на авторитет, но и ссылку на опыт. Получать знание не только дедуктивным путём, но и эмпирическим.

Майстер Экхарт (1260-1327)

В мистицизме немецкого теолога М. Экхарта развивается положение о двух модусах человеческого существования – по принципу обладания и по принципу бытия. На эти идея ссылается Э. Фромм.

Важность мистической интуиции. Последователи мистицизма старались описать процесс познания с помощью мистической интуиции.

Особый образ жизни. Он не сводится только к постижению божественного учения. Человек должен практически действовать в жизни. Благой является жизнь деятельная.

Ле Гофф написал книгу, посвящённую отношению к телу в Средние века. Тело недооценивалось, главной была душа. Даже в медицине считалось, что следует работать в первую очередь с душой. Медики опирались на Галена, у которого было много ошибок, т.к. он отталкивался от анатомии животных. Вскрытие тел в учебных целях разрешалось с XIV века. Затем стали разрешать в медицинских целях. Но анатомические знания не особо определяли работу врача, т.к. наибольшее внимание уделялось работе с душой. Неплохо была развита хирургия, умели лечить зубы. Развивалась фармацевтика. В лечебных целях использовались специально разводимые лекарственные растения. Был открыт спирт, который первоначально использовался как раствор для составления лекарств. Использовали ртуть.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: