1)Предметом психологии по Рубинштейну является «психика в деятельности». Психология изучает психику через посредство деятельности.
2) Рубинштейн вводит принцип единства сознания и деятельности, который содержательно означает единство субъективного и объективного. Рубинштейн пишет: «деятельность человека – не реакция на внешний раздражитель, она также не внешняя операция субъекта над объектом – она переход субъекта в объект», при этом «в процессе перехода в объект формируется сам субъект».
3) Психика, личность, сознание формируются и проявляются в деятельности. Осознание зависит от места в структуре деятельности (цель всегда осознается).
4) Психика имеет двойную детерминацию: она является функцией мозга и детерминирована социальной действительностью.
5) Выделяет иерархию уровней развития сознания:
- реакции-минимально соотносятся с сознанием, т.к. их объектом является внешние раздражители
- действия – направлено на внутренние стимулы (цель), поэтому всегда осознается
- поступок – соотносится с самознанием.
6) понимание операции отлично отличается от АНЛ. По Рубинштейну операция- это частное мелкое действие. По АНЛ – способ осуществления действия.
7) Рубинштейн различает деятельность и поведение (преобладает отношение человека к человеку, единицей анализа является поступок)
8) Психика познается в деятельности, но переживается непосредственно.
9) Психика существует уже в пренатальный период и составляет основу для дальнейшей деятельности, а деятельность – условие развития психики.
10) Интериоризация по Рубинштейну – механизм развития психики (камень в огород Леонтьева: голова до интериоризации не пустое место!, т.к. по АНЛ интериоризация – процесс порождения непсихического в психическое)