Этапы научной биографии А.Н. Леонтьева. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева

А.Н.Леонтьев (1903-1979) родился 5 (18) февраля 1903 г. в Москве. В научной биографии АНЛ можно выделить несколько этапов:

Этап 1. – 1924 – 1930 гг. деятельность АНЛ определяется научной программой, разработанной ЛСВ. В это время АНЛ экспериментально исследует структуру и развитие процессов произвольного и опосредованного запоминания и эмпирически подтверждает концепцию ЛСВ о строении и путях формирования ВПФ. В начале 30-х гг. ЛСВ и АНЛ осознают, что их пути в психологии расходятся. Принципиальный недостаток концепции ЛСВ АНЛ видел в том, что в ней сознание «чрезмерно интеллектуализировалось», то есть его единицей выступало значение, представляющее собой продукт духовной жизни общества. АНЛ сичтает, что функционирование значений в реальной психичсекой жизни конкретного человека, их присвоение субъектом зависит от объективных условий реальной деятельности данного субъекта. Леонтьева приглашают в Харьков для развертывания ряда психологических исследований. Вокруг него складывается коллектив сотрудников и единомышленников (А,В,Запорожец, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, А.И. Розенблюм и etc.), которые впоследствии будут называться харьковской школой.

Этап II. Харьковская психологическая школа. Системообразующий фактор – всестороння разработка проблемы «практическая деятельность и сознание», которая разрабатывалась на протяжении нескольких стадий.

Стадия 1. (1932 – 1933). Ключевая идея: разведение понятий «образ» и «процесс». Происходит развитие идей ЛСВ о значении как обобщении и обобщение рассматривается не только как отражение «обобщаемой действительности», но и как «кристаллизованная деятельность» (обобщение деятельность). АНЛ и Запорожец разработали метод изучения обобщения – деятельности: метод переноса. Перенос – использование найденного субъектом приема решения в одной задаче, в других не тождественных ситуациях. Широта переноса позволяет определить достигнутый на данный момент времени уровень обобщения у ребенка. АНЛ все исследования данного периода обобщил в статье «Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии». Основной теоретический вывод из них заключался в том, что в значении «кристаллизована» организованная взрослым обобщающая деятельность ребенка, которая вначале всегда носит предметно-практический характер. Овладение обобщением означает овладение адекватной предметной деятельностью. Еще ЛСВ была намечена двойственность в понимании обобщения: обобщение как процесс и обобщение как образ. У АНЛ обобщение в процессуальном смысле – система практических операций, а в смысле обобщения- образа – это явление субъекту соответствующих свойств обобщаемой действительности. Обобщение как деятельность всегда ведет за собой обобщение как образ.

Стадия 2. – второй этап исследований в Харьковской школе (1934 -1935) связан с «необходимостью вынести внутренние процессы наружу» и проследить их во внешней деятельности. Центральной идеей этого периода было рассмотрение орудия как предмета, в котором фиксированы общественно выработанные приемы. Чтобы вытащить внутренние процессы наружу, было предпринято исследование доречевых обобщений у глухонемых детей с использованием метода переноса. Было показано, что обобщение может осуществлять и без помощи речи, т.к. предметная деятельность ребенка с окружающими его объектами уже с самого начала выступает в свете общественного значения этих предметов. Опосредованность орудием предшествует слову и является предпосылкой для появления предметно соотнесенной речи.

Стадия 3. (1935- 1936гг) важным открытием на этом этапе стало то, что морфология деятельности является ключом к морфология сознания. Было показано, что образование навыков не сводимо к механическим процессам, а определяется тем, какая именно деятельность формируется в навыке. Возникло представление о структуре деятельности через понятия деятельность – действие – операция. В работе Лукова было показано, что процесс осознания ребенком слов зависит от развития его деятельности. Через осознания ребенком отнесенности слова к предмету посредством системы чужих и собственных действий, направленных на один и тот же предмет, ребенок приобретает в связи с этим большую свободу в употреблении слов.

Стадия 4. (1936 – 1941) эмпирическое подтверждение идеи о том, что все внутренние процессы построены по образцу внешней деятельности и имеют то же строение». Исследования П.И. Зинченко условий непроизвольного запоминания (непроизвольно запоминается все то, что имеет непосредственное отношение к цели деятельности). Исследования в области восприятия искусства, особенности восприятия детьми сказок. В этот же период происходит исследование АНЛ возникновения и развития психики в филогенезе.

Этап III. Военные годы. Работал под Свердловском в военном восстановительном госпитале. Работы проводились по восстановлению функций поврежденных конечностей и перестройке двигательных систем, которые подтвердили роль мотивационно-смысловой регуляции деятельности.

Этап IV. Послевоенные годы. От школы АНЛ отпочковываются «дочерние школы» - школа Запорожца, Гальперина, Божович. С 1951 г. АНЛ занимает должность завкафедрой психологии филфака МГУ. Под его руководством осуществляется ряд работ по исследованию способностей (Ю.Б, Гиппенрейтер, Овчинникова-формирование звуковысотного слуха). В 1966 г. – организация психфака МГУ, деканом которого стал АНЛ. Школа АНЛ окончательно превращается в школу- направление в науке, объединяющую множество различных школ – исследовательских коллективов в рамках факультета. Теперь в школе АНЛ разрабатываются все проблемы психологической науки с позиций психологической теории деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: