Барух (Бенедикт, Венедикт) Спиноза (1632-1677)

Краткая биографическая справка. Родился в семье еврейского купца, не закончил религиозного училища, где готовился в раввины, помогал отцу в торговле. Был изгнан из еврейской общины за вольнодумие в толковании Библии и Талмуда. Проклят. Подрабатывал в латинской школе, потом уехал в деревню, где занимался наукой и зарабатывал шлифованием линз. Незадолго до смерти переехал в Гаагу, где общался Бойлем, Гюгенсом, Лейбницом. Умер от болезни лёгких.

Труды: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Этика», «Основы философии Декарта», «Богословского-политический трактат».

Монистическое решение психофизической проблемы. Система Спинозы – материалистический монизм. Существует одна субстанция. Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя; она в самой себе содержит необходимость существования. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем, чем она был. Существование – есть вещь или нет вещи. Существование субстанции и её сущности это одно и тоже. Свойства субстанции:

ü Существует

ü Ни чем не производится

ü Не сотворена

ü Существует в силу себя самой

ü Вечна

ü Бесконечна

ü Одна

ü Действует только по необходимости в соответствии с объективными закономерностями

ü Не нуждается в первоначальной причине.

Субстанция = природа = бог.

Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов (свойств). Для человека познаваемы только 2 атрибута – протяжение и мышление.

Каждая вещь, как единичное проявление субстанции (модус), имеет 2 атрибута:

  1. Протяжение – вещь как тело.
  2. Мышление – идея вещи, ее духовная сторона, душа вещи.

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей! Таким образом утверждает принципиальная познаваемость мира.

Учение о человеке. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум – мыслящее тело, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, а в другом – протяжения. Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе.

Сущность человеческой души – познавательная деятельность.

Указывал на разную степень совершенства животных и человека, которую связывал с большей или меньшей способностью тела к действию.

Человеческое мышление – частный случай мышления как атрибута субстанции.

Роды познания Продукт Средства
Первый Мнение и воображение Абстрактные, неполные понятия отдельных вещей (в форме образов) Понаслышке
Беспорядочный жизненный опыт
Второй Разум Общие идеи о существенных свойствах вещей. Оторваны от конкретных особенностей объектов, которые обозначают. Заключение от общего к частному (по следствию о причине)
Третий Интуитивное познание Знание сущности вещей во всем многообразии причинно-следственных связей Непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины

Познание второго и третьего рода – необходимо истинно, только с его помощью можно отличить истинное от ложного. Законы души и тела одни и те же. Познавая себя человек познает природу и наоборот.

Учение об аффектах:

1. О происхождении и природе аффектов. Аффект – естественное проявление природы. Аффекты рассматриваются под двумя атрибутами:

· Протяжение. Аффекты – это состояния тела, в которых в следствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этого тела существовать и действовать.

· Мышление. Аффекты – ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается большее или меньшее, чем на самом деле, способность тела существовать и действовать.

Виды аффектов (первичны):

Ø Желания (или влечения) – стремление к самосохранению. Желание – влечение с осознанием этого влечения.

Ø Удовольствие увеличивает способность человека к действию.

Ø Неудовольствие – уменьшает.

Все остальные – комбинации этих трех. Аффектов столько, сколько объектов, со стороны которых мы подвергаемся воздействию.

Аффект – пассивное страдательное состояние, связанное с неадекватными или мутными идеями. Активные аффекта удовольствия и желания связаны со стремлением души к познанию истинных и адекватных идей. Результат взаимодействия человека с объектами окружающего мира:

ü Знание об объектах

ü Отношение к объектам

Эта эмоционально-рациональная двойственность свойственна всем нашим страстям.

2. О человеческом рабстве или о силе аффектов.

Для ограничения и обуздания аффектов требуется немалый навык и усилие. Отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. Рабство – бессилие человека в укрощении и ограничении аффектов. Все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей.

Страсть – разросшийся до невозможности аффект. Критерий страсти: невозможность адекватного познания, восприятия.

3. О могуществе разума или о человеческой свободе.

При познании высшего рода возникает новый – высшее удовлетворение – интеллектуальная любовь к миру – это условие обуздания страстей. Свобода как познанная необходимость!!! Воля – способность души утверждать или отрицать истинность или ложность чего либо, а не способность желания. Воля = разум. Спиноза отрицал свободу воли! Познание причин аффектов, понимание ограниченности своей свободы делают человека свободным. Разумная жизнь = добродетельная, нравственная жизнь. Нравственность – внутренняя сущность человека, вытекающая из его познавательной деятельности. Основание нравственности – стремление к самосохранению, а так как рассудок не может приписывать человеку ничего противного то согласно естестественному праву, все полезное дозволено.

Теория страстей Спинозы оказала влияние на разработку учения о человек Фромма и на формирование теоретической позиции Рубинштейна. Оба они придавали большое значение идеи Спинозы о свободе как владении своими аффектами, о том, что человек объективно зависим от природы, но свободен в своём мышлении.

RESUME: основные положения в концепции Спинозы:

1) Понятие единой субстанции, свойствами которой является протяжение и мышление.

2) Рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину.

3) Учение о страстях и отрицание свободы воли.

4) Значение для психологии – фундамент для понимания сознания как предмета психологии.

20. Понятие об опыте по Локку.

Джон Локк (1632-1704) – отец эмпирической психологии. Основное сочинение – «Опыт о человеческом разуме». Задача психологии – изучение явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это психология без души. Методология исследования строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действия человека в материальном и идеальном мире одинаковы.

Цель – исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания.

Критиковал теорию врожденных идей.

Душа – некоторая пассивная, но способная воспринимать среда. Метафора чистой доски, пустой комнаты, «tabula rasa». Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицает природных наклонностей, задатков, конституционных различий между людьми.

Источник знаний – опыт как индивидуальная история жизни индивида.

Источники опыта

Источник опыта Ощущение (внешний) Рефлексия (внутренний)
Объект Объекты природы, внешние материальные вещи Идеи, приобретенные ранее
Орган Внешнее чувство (зрение, слух и др.) Деятельности (способности) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и др.)
Продукт Идеи. Знания об окружающем мире. Идеи другого рода, которые не могли быть получены от внешних вещей. Знание человека о самом себе, о различных процессах сознания и понятии об этих процессах.

Все идеи происходят из одного из источников. Ощущение – начало познания, рефлексия возникает на основе ощущения®ощущение – источник всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве».

Ощущения рассматриваются как пассивный процесс, в результате которого появляется более или менее точная копия (идея) вещи.

Отрицал активность ощущений®отрицание объективности®невозможность познания внешнего мира.

Виды знания по Локку:

  1. Интуитивное – душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Оно является самым достоверным, т.к. предполагает ясное видение отношений между идеями. Это знание человека о самом себе.
  2. Демонстративное знание – усмотрение необходимых отношений между идеями посредством других идей. Достоверно, в его основе лежит интуитивное знание. Это выводы, доказательства, которые требуют напряжения внимания и памяти. Оно может быть ошибочным: чем больше опосредующих звеньев, тем больше вероятность ошибки. Познание Бога, этические и математические понятия.
  3. Сенситивное знание – сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств. Это наименее достоверное знание. Знания о внешнем мире.
  4. Мнение. Недостоверное знание. Согласие или несогласие идей только предполагается с большей или меньшей степенью вероятности.

По мере увеличения количества идей душа посредством упражнения развивает свою способность к мышлению; затем сочетанием ощущения и рефлексии она увеличивает свой запас и развивает легкость запоминания, воображения, рассуждения и др. способов мышления.

Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.

21. Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей.

Идея – объект мышления. Человек сознает, это он мыслит, а значит идеи находятся в уме человека.

Локк выделяет простые и сложные идеи. Идеи, получаемые из ощущений и рефлексии, - простые идеи. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал для знания.

Идеям в душе соответствуют качества в вещах. Три рода качеств:

- Первичные – реальные, совершенно не отделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет (плотность, форма, протяженность).

- Вторичные – на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы их ощущаем, и зависят от первичных качеств (цвета, звуки, запахи).

- Третичные по существу сводятся к вторичным.

«Первичные качества есть подобия, вторичные считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются, и не бывают ими».

В результате различных логических операций и способности к абстрагированию из простых идей могут образоваться сложные, общие понятия, которые не могут возникнуть непосредственно из ощущений и рефлексии. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате:

  • Соединение, суммирование простых идей®сложная идея
  • Сопоставление, сравнение®идея отношения
  • Абстрагирование®обобщение

Схема процесса обобщения.

1. Эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых надо получить общее понятие.

2. Эти объекты расчленяются по составляющим их свойствам и сравниваются по этим свойствам.

3. Идеи, которые не повторяются в объектах отбрасываются (абстрагирование).

4. Выделяются идеи, которые повторяются во всех объектах.

5. Эти идеи суммируются®совокупность идей, составляющая искомую общую сложную идею.

6. Полученная совокупность обозначается словом.

Долгое время эта теория обобщения была единственной основой организации процесса обучения в школе. Ей свойственна ограниченность и упрощенная трактовка общего.

Критику этой теории дали Давыдов и Рубинштейн: на основе эмпирического обобщения невозможно теоретическое познание.

Локк ввел термин «ассоциация идей» (понятие существовало еще в античности). Ассоциация – неверное, не отвечающее единственному соотношению, соединение идей, когда идеи сами по себе не родственны, в умах некоторых людей соединяются так, что их трудно разделить (симпатия, антипатия, суеверия).

Локк выделял разные ассоциации:

§ Ассоциация по смежности в пространстве. Это внешняя ассоциация. Мозг так устроен, что при встрече идей у них образуется связь. Образование связей – это механистический процесс, лежащий в основе работы нашего мозга. Эта связь проявляется в поведении.

  • Ассоциация по эмоции – эмоциональное состояние, которое имеет человек в ситуации, когда возникла связь, может оказаться основой ассоциации.

Ассоциациативные связи противопоставляются связям на основе разума.

Приобретаются в процессе воспитания. Задача воспитания – предупреждение образования нежелательных связей сознания. («Мысли о воспитании»)

Локк ввел понятие ассоциации ограниченно, но после него этот механизм разрабатывался, на этой базе возникла и развивалась ассоциативная психология.

22. Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.

Локк (1632-1704) Лейбниц (1646-1716)

Локк - "Опыт о человеческом разумении"

Лейбниц - "Новые опыты о человеческом разумении" (написано в 1704, но не опубликовано, т.к. Лейбниц посчитал неэтичным публикацию полемической работы, в то время как оппонент уже умер).

Немного о Лейбнице: За 3 года до Ньютона опубликовал сообщение об открытии дифференциального исчисления. В 20 лет написал диссертацию "О комбинаторном искусстве" (начало кибернетики), изобрел счетное устройство.

Психологические идеи: можно охарактеризовать как объективный реализм и рационализм. Душа и тело являются полюсами в одной монаде. Тело характеризуется пассивностью, бессознательностью, душа - активностью, ясностью представлений.

Мир состоит из монад - духовных единиц, не имеющих частей, бестелесных, активных.

3 вида монад:

· простые, "голые" (неорганическая природа). Имеют жизненную силу и познавательную активность в форме восприятия

· души (животные). Отчетливое восприятие и память.

· духи (разумные человеческие души). Обладают высшими духовными свойствами.

Монады качественно отличаются друг от друга, создавая тем самым разнокачественные объекты.

Душа и тело подчинены разным законам. Объединение происходит благодаря "предустановленной гармонии", т.к. все субстанции есть выражения одного универсума. Мир физический не разобщен с нравственным, это последовательные ступени жизни.

Направления спора с Локком:

1. Душа - tabula rasa.

Душа, по Лейбницу содержит изначально принципы различных понятий и теорий, а внешние стимулы являются поводом для их пробуждения. Указывает на невозможность выведения из индивидуального опыта все знания. Всеобщую истину невозможно установить путем индукции (всегда останется возможность ее опровержения новыми данными опыта).

2. Роль активности души в восприятии внешних воздействий.

Лейбниц считает, что любая монада "отражает весь мир". При этом восприятие мира определяется "внутренним законом монады", т.к. внешняя причина не может иметь влияния внутри монады. Деятельность внутреннего принципа Лейбниц называет стремлением. Т.о. утверждается активность сознания и при получении элементарных ощущений, а не только образовании сложных идей, как говорил Локк.

3. В душе нет ничего бессознательного.

По Лейбницу мир является непрерывным, в нем нет скачков. Но т.к.некоторые восприятия мы осознаем только по прошествии какого-то времени, необходимо предположить существование бессознательного.

Самая малая степень сознания - малые перцепции. Они определяют наши сознательные желания и страсти, под их воздействием совершаются непроизвольные поступки.

Осознанное восприятие - апперцепция - особая сила духа, которая вместе с внешними воздействиями определяет поведение человека.

Полемика Лейбница и Локка отражает крайние позиции в психологии сознания на ее природу. Раскрывается недостаточность понимания опыта как индивидуального.

23. Французская эмпирическая психология XVIII века(Кондильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо).

В становлении эмпирической психологии во Франции определяющим было воздействие теории Локка об опытном происхождении человеческого знания и полемика с Декартом. Научная основа – естественные науки и медицина, истоки – философы просвещения: Ламетри, Гельвеций, Дидро, Вольтер, Кандильяк, Мотескье, Руссо. Существенные черты:

– Внимание к проблемам активности человеческого сознания

– Оказание на него обусловленности общественными условиями

Этьен Бонно де Кандильяк (1715-1780). Истолкователь Локка, указал на ограниченность его эмпиризма. Признавал только один источник опыта – ощущения. Его произведения «Трактат об ощущениях». Методический прием: статуя, внутренне организованная, как человек, и обладающая духом, лишенная всяких идей и чувств. Кандильяк наделяет её обонянием и выводит из него все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, воля. Удовольствие - неудовольствие – обязательные эмоциональные спутники ощущений. Потребности – результат познания. Воображение возникает на основе потребностей, является стремлением восстановить образ, отвечающий потребностям. Потребность вместе с активным стремлением создают желание или волю. Все деятельности души – суть измененные ощущения, их превращения. Игнорируют социальную обусловленность сознания (у одинокой статуи возникают человеческие чувства и мысли). С осязанием связывает переход своих ощущений у выводу о существовании других тел (не с помощью рассуждений, а посредством ощущений). Указывает на трудности самонаблюдения, говорит, что для этого нужно известное искусство.

Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751).

Естественнонаучный подход к проблеме человека и его психики. Отвергает дуализм Декарта: приписывает материи на ряду с протяженностью, способность к движению (движущую силу), способность к ощущению и мышлению. Нет душу как особой субстанции. Животные имеют способность чувствовать, а не являются простыми машинами. Человек рассматривается как часть природы. Указывает на преемственность развития от животных к человеку (трактат «Человек – Растение). Сознает что, изучение природы будет неизменно создавать неверующих людей. Источники превосходства человека над животными:

  1. Человек – высшая ступень в развитии природы
  2. Образование, воспитание

Душа – это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи, и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит (трактат «Человек – Машина). Разделяет позиции Локковского эмпиризма: только опыт и наблюдение является источником познания. Познание сводится к воображению и вниманию. Воображение – способность фантазировать, суждение, размышление и память. Не делает различия между чувственным и мысленным началом в организме. Познание – начинается с ощущений и сводится к построению образов, с помощью воображения. Порядок в эту деятельность вносит внимание. Познание – акт свободы и требует воли, которая «известна под названием внимания – матери наук».

Выделил потребности, как своеобразную сторону душевной жизни и подчеркивал их особую роль в поведении. Чем больше потребностей, тем больше ума. Основные потребности – в пище, безопасности, размножении, наслаждении. Счастье состоит в удовлетворении органических потребностях и телесных удовольствиям. Высшие удовольствия производные от чувственных и доступны немногим людям.

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Его мучила проблема откуда берется неравенство умов. Человек рождается с памятью. Все умственный операции сводятся к ощущениям, игнорирует качевственное своеобразие мышления. Выполнять все умственные операции, сравнимать идеи можно при наличии внимания, внимание предполагает усилия, человек лишенный желания не будет проявлять внимания. При одинаковой заинтересованности познания люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание. Интерес предполагает стремление к счастью, а счастье – физические удовольствия. В них начала всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви и др. ® вопрос о зависимости неравенства умов от совершенства органов чувств. Дает отрицательный ответ.

Вопрос о связи между умом и географическими условиями расовыми различиями между людьми, пищей, темпераментом. Нет связи. Таким образом все люди обладают равными предпосылками для развития своих умственных способностей. Существует две причины неравенства умов – случай, стремление, страсть к славе. Страсть – источник умственной активности, продукт воспитания. Биологизирует понятие интереса: жажда славы – замаскированная жажда наслаждений.

Общий вывод Гельвеция: «неравенство умов можно объяснить воспитанием, ибо воспитание делает нас тем, кем мы являемся».

Дени Дидро (1713 – 1784). Полемизировал с Гельвецием. Высказывал материалистические и диалектические идеи в понимании сознания, природы человеческих интересов и страстей. Дал трактовку способностей, признал их врожденность. Критиковал сенсуализм Гельвеция, указывал на специфику мышления, Высказывал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Проблемы человека в центре внимания. Идеализирует естественного человека, каким его создала природа. Характеризует его как существо доброе, чувствующее, способное испытывать сострадание при виде гибели и страдании другого, имеющее только необходимые потребности. В общественном состоянии человек меняет свою природу. Идеи противопоставления естественного, вытекающего из самой природы, всему искусственному лежат в основе всех работ Руссо.

Автор системы воспитания (Трактат «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза»). В автобиографическом произведении исповедь показана сосредоточенность на внутреннем мире, его индивидуальности, размышлениях о переживаниях. Эта книга расширяла представления о предмете психологического познания – им могут быть не только общие особенности, явления душевной жизни, но и отдельный человек.

24. Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Гартли).

Английская психология в 18 веке развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму, в трудах Беркли, Юм, Гартли.

Джордж Беркли (1684 – 1753) – непосредственный последователь Локка. Создал теорию зрительного восприятия («Опыт новой теории зрения»). Считалось, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Нам лишь кажется будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве в трех измерениях. На самом деле удаленность предметов, величина, положение друг относительно друга глазом не воспринимает. Это скорее акт суждения основанный на опыте, а не на ощущениях. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворотов глаз, напряжения его мышц. То, что мы называем зрительными ощущениями – комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений.

Беркли подчеркивал условность зрительных ощущений, их знаковую природу: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание осязательного опыта. Биологическая полезность связи языка и зрения: образуется в опыте, обеспечивает правильное поведение.

Теорию Беркли развил в 19 веке А. Бэн.

Давид Юм (1711 – 1776). Последователь Беркли. «Трактат о человеческой природе», «исследования о человеческом познании». Развил понятие ассоциации. Попытался представить человеческое познание как ассоциацию идей. Различает «впечатления» (восприятия) и «идеи» (их отражения). Идеи – воспроизведенные восприятия, более слабые впечатление, используются в мышлении и рассуждении. Идеи бывают простые и сложные, сложные образуются путем ассоциации. Объясняет всю работу познания механизмом ассоциации. Виды ассоциации:

  1. Случайные и неправильные – ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени.
  2. Естественные и правильные – ассоциации по закону сходства и причинности.

Причинно-следственные отношения сводятся к привычной последовательности явлений (есть ли каждый раз покушав мы чувствуем сытость, мы через некоторое время делаем о том, что причина нашей сытости является то, что мы покушали).

Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациями между ними. Он отрицал существование духовной субстанции, Я личности, как особых образований, отличных от восприятий. Личность – не что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой, и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении.

Давид Гартли (1705 – 1757) воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представления об ассоциациях, дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Опирался на идеи Ньютона. Для обоснования гипотезы о физиологических механизмах душевных процессах. Главный труд - «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях». Развил учения о психике, как естественных началах. Все духовные способности объясняются через обращения к органической системе мозга. Элементы душевной жизни:

  1. сенсации – ощущения
  2. идеации – идеи ощущений
  3. аффекции – удовольствия – неудовольствия

Из этих трех элементов, с помощью механизмов ассоциации строится душевная жизнь. В основе элементов лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны. Различиям в вибрациях соответствуют всё разнообразие наших простых людей ощущений, представлений и чувствований. Ассоциации – пассивное отражение нервных связей в мозгу. Сочетаются не ощущения или идеи, а состояние мозга, которые сопровождаются ими – вибрации. На основе ассоциаций образуется все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (Страсти) воображение. Главы о мышлении у Гартли нет. Рассматривается понимание слов и предложений. Понимание слова – образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве. Новые мысли – только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных. Большое внимание уделяет проблеме страстей и аффектов. Страсти – движущая сила поведения. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Страсти – продукт воспитания, возникает по механизму ассоциации между представлением о вещи и аффекцией.

Объясняет возникновение произвольных движений. Виды произвольных движений.

– Полупроизвольные – связи ещё не достаточно укрепились

– Произвольные – движения вызываются представлениями

– Вторичные автоматизмы – произвольные движения возникают безотчетливо представления о движений. Достаточно лишь желание движения.

Психика не является врожденной, врождена только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Всё что есть в душевной жизни – продукт воспитания.

Теория Гартли имело большое общественное значение. Для того, чтобы сделать человека тем, Что он есть, нужно только ощущающее начало и влияние тех обстоятельств в которых действительно находится человек.

25. Развитие английской ассоциативной психологии в 19 веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бен, Г.Спенсер)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: